10.10.2008 01:00
    Поделиться

    Валерий Выжутович: "Недокомплект" в российской армии прогрессирует

    Объявлен осенний призыв на срочную военную службу. Провести его будет непросто. Генштаб планирует поставить в строй 219 тысяч человек - вдвое больше, чем весной. Это потому, что будут демобилизованы разом 205 тысяч срочников - и те, кто осенью 2006-го призывался на два года, и те, кто весной 2007-го пошел служить на полтора. Нынешним же призывникам носить солдатскую форму придется не далее следующей осени: Российская армия переходит на годичный срок службы.

    По прогнозам Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба, в этот раз план призыва хоть и с трудом, но выполнить удастся. Тому поможет отмена отсрочек. Ее лишились граждане, получающие послевузовское профессиональное образование, молодые отцы, имеющие ребенка в возрасте до трех лет или беременную жену, пожарные, сотрудники милиции, прокуратуры, МЧС, сельские учителя, сельские врачи, выпускники ПТУ, колледжей, духовных семинарий... Это 100 тысяч человек - почти половина от плана. Понятно, что эти 100 тысяч - лишь потенциальные призывники. Сколько из них найдет способ уклониться от службы, нет смысла гадать. Наверняка немало.

    Сезонному набору в Вооруженные силы предшествует, как водится, и сезонная уличная активность борцов за добровольную армию. На улицах российских городов уже появились люди с привычными плакатами: "Нам нужна другая армия!", "Долой призывное рабство!". Кое-где возникают стихийные митинги. Их участники требуют радикально изменить принцип комплектования Вооруженных сил. Чего нет в митинговых речах и плакатах? Нет упований на контрактную армию и альтернативную гражданскую службу. Потому что и то и другое в российской военной системе пока не очень приживается. Закон "Об альтернативной гражданской службе" в свое время готовили сами военные. И сделали все, чтобы эта служба медом не казалась. Сначала докажи, что ты истинный пацифист, что твои убеждения не позволяют тебе брать в руки оружие. А затем срок отбывания воинской повинности - почти двукратный по сравнению с обычным армейским призывом - убедит тебя в том, что хрен редьки не слаще. И вот теперь солдатские матери, призвав на подмогу депутатов Госдумы, пытаются добиться корректировки закона.

    Но сколь бы ни был для кого-то хорош или плох Закон "Об альтернативной гражданской службе", его корректировка ничего всерьез не изменит. Наша армия "точечным" улучшениям трудно поддается. Не подвергая постепенному комплексному реформированию всю систему Вооруженных сил, бессмысленно развивать альтернативную службу. Ответ на вопрос, почему десятки тысяч юношей отчаянно "косят" от призыва, в сущности, прост: потому что служить в такой армии подчас опасно для жизни. Но если этим ребятам кажется, что альтернативная или контрактная служба сама по себе сделает солдатское бытие более достойным, то их подстерегает большое разочарование.

    Нынешний осенний призыв не обещает быть легким. А через пару лет комплектовать армию призывным порядком станет еще труднее

    Раньше охранной грамотой для юношей призывного возраста служил студенческий билет. Теперь же периодически возобновляются разговоры о том, не пора ли вновь надеть на студентов военную форму, лишив их отсрочек. В ходу здесь такой аргумент: дескать, армию следует укрепить образованными, грамотными солдатами. Студент любого курса - это горожанин, успевший хоть чуть-чуть поднатореть в науках. По уровню интеллектуального развития он превосходит сельского пацана, одолевшего в лучшем случае среднюю школу. Современная боевая техника предъявляет высокие требования, армии нужны квалифицированные специалисты и т.д. и т.п. Но коли так, то почему призыву подлежат только студенты? Тащите в военкоматы молодых кандидатов наук, доцентов, профессоров - они еще образованней. А сокращение военных кафедр в гражданских вузах? Их было 229, но представители военного ведомства доказывали, что 35 будет достаточно. Лишь позже пришло понимание, что не стоит подвергать военные кафедры столь беспощадному "секвестру", что этак в армии останутся только рядовые и генералы. Теперь министерство обороны намерено сохранить в гражданских академиях и университетах почти половину (а именно - 109) имеющихся сейчас военных кафедр. От этого выиграет и отечественное образование (как минимум одним поводом эмигрировать из России у талантливых абитуриентов и студентов станет меньше; повысится конкуренция между вузами), и армия (она будет получать высокообразованных офицеров запаса).

    Что говорить, нынешний осенний призыв не обещает быть легким. А через пару лет комплектовать армию призывным порядком станет еще труднее: аукнется спад рождаемости, произошедший в начале 90-х: количество состоящих на воинском учете сократится с 900 до 600 тысяч. "Недокомплект" прогрессирует: нынешние Вооруженные силы обеспечены рядовым и сержантским составом лишь на 95 процентов, и к 2010 году эта цифра может скукожиться до 50-55. Укомплектовать армию полностью не удается, потому что... Да тысяча причин! Сокращается рождаемость: если, скажем, в 1987 году появилось на свет 1,2 млн мальчиков, то в 1997-м - лишь около 700 тысяч. Ухудшается физическое состояние призывников: по итогам последнего призыва, более 50 процентов ушедших в армию имели ограничения по состоянию здоровья. Неважно и с уровнем образования: общее полное имеют около 75 процентов призывников. Ну и отсрочки: состояние здоровья, необходимость постоянного ухода за больной матерью или отцом... - количество законных оснований откосить хоть и резко сокращено, но на ноль сведено быть не может.

    Нельзя сказать, что всеми этими обстоятельствами власть оказалась застигнута врасплох. Еще в 2002-2003 годах правительство разработало программу перевода армии на контракт. Ввиду грядущего и неуклонного, как ожидалось, наращивания числа контрактников и сокращался до года срок службы по призыву. Но контракт оказался для многих не слишком привлекательным: невысокое жалованье, недостаточность льгот... Кроме того, возникли опасения, что контрактная служба станет новым источником беззакония в Российской армии. По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, в 2007 году контрактники совершили более 4 тысяч преступлений. Да и наивно было думать, что денежное довольствие в 9-10 тысяч рублей окажется притягательным для многих. "Кто такие контрактники? - говорит генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов. - Это люди, которые не смогли реализовать себя на гражданке. Часто в контрактную армию своих детей отправляют родители, которые считают, что пусть лучше их чадо будет служить и зарабатывать деньги, чем хулиганить на улицах и дохулиганиться до тюрьмы".

    Но отказаться от контрактной армии Россия не может. Из контрактников (сейчас их более 200 тысяч человек) формируются войска специального назначения. Это профессионалы, которые находятся в постоянной готовности. Они способны малым составом выполнять сложные задачи. Дмитрий Медведев недавно призвал генералов к 2020 году перевести все воинские части в категорию постоянной готовности. То есть по сути президент потребовал к этому сроку осуществить переход на профессиональную армию. А пока, полагают эксперты, смешанный состав армии, состоящий из многомиллионного резерва призывников и высокооплачиваемых профессионалов в командном составе, - наиболее оптимальный вариант для России.

    Поделиться