10.10.2008 03:30
    Поделиться

    Лидер КПРФ пожаловался премьеру на правительство

    Премьер-министр вчера продолжил серию встреч с думскими фракциями - на очереди была КПРФ. Еще весной, когда Госдума утверждала Путина премьером, депутаты попросили его время от времени с ними встречаться, чтобы была возможность обсудить накопившиеся проблемы. И Путин им это пообещал.

    И обещание сдержал, встретившись ко вчерашнему дню уже с тремя из четырех думских фракций. Коммунистов Путин принимал последними, хотя это вторая по численности фракция. Встреча прошла в Доме премьеров правительства на Воздвиженке. И хотя к премьеру пришли не все депутаты-коммунисты, места все равно не хватило. Пришлось поставить стулья в два ряда. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов выбрал себе место напротив Путина, окружив себя замами. А рядом с премьером расположились зампред Комитета Госдума по бюджету и налогам Сергей Штогрин и космонавт Светлана Савицкая. Коммунисты пришли в зал с хорошим настроением. Зюганов рассказывал, что будет говорить с премьером "по всем ключевым вопросам, особенно по бюджету". "По бюджету нужна иная политика - все наши прогнозы и предположения, к сожалению, сбылись", - констатировал вождь коммунистов. "Необходим качественно новый бюджет и новый курс", - продолжал агитировать журналистов Зюганов. "Мы перечислим фамилии тех чиновников, которые не справились", - грозил он. При этом лидер КПРФ заверил, что фамилии Владимира Путина в этом списке, конечно, не будет.

    И действительно, коммунисты нашли с премьером общий язык. Как он позже признался, встреча кардинально отличалась от аналогичной в 1999 году, когда ему пришлось выслушать острую критику. Возможно, коммунистам польстили теплые слова, которыми их наградил Путин. К удовольствию собравшихся, премьер сообщил, что Компартия заложила многие традиции российского парламентаризма. После чего поблагодарил коммунистов за поддержку действий России на Кавказе - "спустя два месяца мы по-прежнему едины в оценке происходящего" - и оценил работу фракции во всех пяти созывах. Прежде всего премьеру понравилось то, что "по наиболее жизненно важным вопросам" руководство страны всегда находило понимание у КПРФ. "Все, что связано с национальными, государственными интересами, всегда поддерживалось нашей фракцией", - согласился Зюганов.

    Путин сам очертил круг проблем для обсуждения - ситуация в отечественной промышленности, нацпроект "Образование", концепция долгосрочного социально-экономического развития страны и мировой финансовый кризис. А также предложил конструктивно поработать над техническими регламентами в Госдуме. Первый законопроект, регулирующий требования к безопасности низковольтного оборудования, уже утвержден правительством и на днях поступит в Госдуму. Еще Путин хотел услышать мнение коммунистов о развитии пенсионной системы и предложения по помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Председатель правительства считает, что должна быть "справедливая оценка советского трудового стажа, увеличение пенсий для тех, кто не может самостоятельно улучшить свое материальное положение". В частности - проиндексировать на 10% пенсии плюс 1% за каждый год советского стажа для тех, кто вышел на пенсию до 2002 года.

    "КПРФ уделяет большое внимание поддержке отечественного производителя, - признал премьер, - но наши взгляды далеко не всегда совпадают в этой сфере". Он постарался цифрами доказать парламентским оппозиционерам, что российская промышленность последние годы растет, и в обрабатывающую промышленность пришли серьезные инвестиции - больше триллиона рублей в 2007 году. Премьер знал, что коммунисты не удержатся от критики бюджета. Несколько дней назад КПРФ вызвала министра финансов Алексея Кудрина на заседание фракции, но он прийти не смог, и коммунисты были крайне раздосадованы. "Хотя в первом чтении вы бюджет не поддержали, хотелось бы услышать предложения ко второму чтению, - предупредил премьер, - желательно, чтобы они были конструктивные и не провоцировали инфляцию".

    Но Зюганов воспользовался редким случаем пообщаться с Путиным и решил поговорить буквально обо всем. Порадовавшись, что в отличие от императора Николая, не пригласившего в 1916 году на общение с думскими фракциями большевиков, Путин более демократичен, Зюганов перешел к спискам. Но не провинившихся чиновников. Наоборот: он называл фамилии своих людей, сидящих в зале, и расписывал, какими замечательными специалистами они являются в своей области и как могли бы помочь стране. Так, например, лидер коммунистов убежден, что правительство должен возглавлять Юрий Маслюков, в разное время работавший на высоких должностях в правительстве как СССР, так и РФ. Да и вообще чиновников должно стать больше - управленцев только высшей категории 500-600, а среднего звена - полторы тысячи: "Мы готовы максимально помочь здесь кадрами", - мечтательно заметил Зюганов.

    И перешел к неприятному: пожаловался, что правительство совсем не слушает коммунистов. КПРФ разработала 11 отраслевых программ, передала их в министерства, но "там к ним относятся прохладно". В Госдуме разработанные коммунистами законы также игнорируют. Отдельно досталось минфину. Зюганов считает, что надо отказаться от монетаристского курса: "США уже не удастся выползти из петли, и обвал неизбежно будет продолжаться". Он припомнил, что американский президент Рузвельт многое взял из советской системы для преодоления Великой депрессии.

    Но не все действия правительства вызвали недовольство парламентской оппозиции. Например, временный отказ от вступления России в ВТО Зюганов горячо одобрил: "А то будет у нас евро на Волге, а юань - на Урале". Еще одной темой, о которой заговорил председатель Компартии, стали выборы на Украине, а заодно и в законодательное собрание Чеченской Республики. Зюганов считает, "что Ющенко более опасен, чем Мазепа и бандеровцы, вместе взятые", а чеченские выборы "могут превратиться в грязную кашу".

    Лидер коммунистов говорил так много и так долго, что Путин даже признался, что не знает, на чем сконцентрировать внимание. Премьер-министр решил начать с экономики. "Монетарный курс в чистом виде проводился в начале 1990-х и в середине 90-х годов. А в последнее время лабораторной чистоты монетарного курса у нас не было", - не согласился он с критикой. "Плюсы" работы правительства, по мнению Путина, тоже очевидны, и только из скромности он о них говорить не будет. К большинству других перечисленных Зюгановым вопросов Путин призвал подходить аккуратно: "Нельзя постоянно накручивать спираль социальных обязательств государства, не принимая во внимание бюджетную систему, сможет ли она обеспечить уровень заявленных обязательств". Реальный сектор экономики, считает премьер, должен финансироваться по дифференцированной системе: "Источники финансирования реального сектора должны быть многогранными. Это не должна быть только одна игла федерального бюджета. Иначе это будет и возрастающая коррупция, и неэффективные траты". Путин уверен - надо привлекать инвестиции, в том числе иностранные. В прошлом году объем зарубежных инвестиций составил $83 млрд, из них половина - в реальный сектор экономики.

    Нужна диверсификация энергоносителей, считает премьер: "Необходимо продолжить движение к рыночному ценообразованию". "Газпром" снабжал страну энергоресурсами по ценам значительно ниже рыночных в течение 15 лет, но "так не должно продолжаться всегда", это не решит проблему ЖКХ, убежден Путин: "Все сегодня садятся уже только на газ. А это даже с точки зрения обеспечения безопасности страшно. Ну не может вся экономика, вся "социалка" и вся жилищная сфера сидеть на одной трубе! Ну, не дай бог, что случится!". В России должны быть и топочный мазут, и уголь, и атомная и гидроэнергетика. И госрегулирование тут не сработает. "Даже если Геннадий Андреевич (Зюганов) займет мое место в Белом доме, он не сможет этого сделать. Просто реально экономика так функционирует, что этого сделать нельзя. Только рыночными способами", - отрезал Путин. И добавил, что рыночное ценообразование не распространится на коммунально-бытовые услуги и платежи населения. Когда премьер заговорил о США, его голос стал громче и жестче. "В чем вы правы, безусловно, это в том, что доверие к Соединенным Штатам как к лидеру свободного мира и свободной экономики, доверие к Уолл-стриту, как к центру этого доверия, подорвано, я считаю, навсегда. Возврата к прежней ситуации уже не будет, - отрезал Путин. - И это не только мое мнение. Об этом прямо или косвенно уже говорят и лидеры европейских стран, и специалисты, председатели центральных банков, министры финансов". Под конец премьер заверил собравшихся, что сделает все, чтобы выборы любого уровня проходили честно. Он подчеркнул, что сделает это не как лидер "Единой России", а именно как председатель правительства.

    Поделиться