09.10.2008 23:00
    Поделиться

    Российских детей начнут готовить к армии со школьной скамьи

    Необходимо вернуть в школы начальную военную подготовку и узаконить формы общественного контроля над армией. Таковы новые предложения Общественной палаты, с которыми корреспондента "РГ" познакомил председатель Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин.

    Российская газета: Александр Николаевич, каким вы видите гражданский контроль в области безопасности?

    Александр Каньшин: Прежде всего, необходимо проверять, как используются средства, выделенные на оборону на 2009 год и на период 2010-2011 годов. Правительство заложило на эти цели более 5 триллионов рублей. Мы полагаем, что общество должно знать, на что будут они потрачены, дойдут ли до каждого солдата и офицера.

    РГ: У вас есть опасения, что могут и не дойти?

    Каньшин: В прошлые годы было сделано немало ошибок. Без глубокого анализа просто в угоду отдельным личностям создавались и ликвидировались крупные воинские формирования - вплоть до родов войск и военных округов. Достаточно вспомнить, как сокращали Сухопутные войска, "реорганизовывали" элиту армии - воздушных десантников, переподчиняли авиаторов и моряков. Дорогостоящие субъективистские эксперименты по перетасовке управленческих и войсковых структур заменили собой реальную модернизацию армии, ее боевое оснащение. Многие мои коллеги были на Кавказе в дни отражения грузинской агрессии против Южной Осетии и воочию убедились, что техника, вооружение, а главное - экипировка солдат и офицеров не соответствуют требованиям современного боя.

    РГ: Любая армия строится на единоначалии. В бою некогда разводить дискуссии, решение - за командиром, если даже он действует по известному принципу "...я так решил, и пусть вместо разума будет моя воля".

    Каньшин: Несомненно, единоначалие - основа управления войсками. Речь о другом. Не должно быть единоличных решений в ключевых вопросах обороны и безопасности страны. В качестве защитной меры необходимо сформировать Главный военный совет при президенте РФ. Это мог бы быть своего рода силовой Госсовет, который позволит учитывать мнение не только федеральных чиновников, но и людей в погонах, которые на себе ощущают весь груз допускаемых в верхах ошибок и служат, отдавая свое здоровье, а порой и жизнь.

    Другие силовые структуры, непосредственно отвечающие за безопасность страны и граждан, тоже должны быть застрахованы от субъективных подходов в их деятельности. А для этого остро необходим федеральный закон о гражданском контроле над силовыми структурами, оборонно-промышленным комплексом и другими институтами государства, работающими на национальную безопасность.

    РГ: Какие вопросы, на ваш взгляд, можно было бы выносить на совместное обсуждение?

    Каньшин: В качестве первого шага я бы предложил провести в открытом режиме заседания коллегий и военные советы по борьбе с коррупцией в силовых ведомствах. Должностные преступления представляют серьезную опасность для армии и государства.

    РГ: А такие факты имеются?

    Каньшин: Лишь за шесть месяцев нынешнего года военными прокурорами выявлено более тысячи фактов коррупции в военных организациях. Ущерб составил более четырехсот миллионов рублей. Свыше 260 должностных лиц привлечены к уголовной ответственности. В том числе - 5 генералов.

    А в Южной Осетии наши солдаты шли в бой в застиранном камуфляже, в то время как грузинские агрессоры - в натовских бронежилетах.

    РГ: в чем мы отстали от западных армий?

    Каньшин: В первую очередь - в средствах защиты и жизнеобеспечения, в системах управления, разведки и связи, приборах опознавания "свой-чужой".

    РГ: Наша оборонка всегда славилась не только танками, но и, например, лучшими касками. Почему сегодня боец оказался голым под вражеским свинцом?

    Каньшин: Денег в оборонку идет очень много, а вот как они расходуются - вопрос. Федеральная служба по оборонному заказу выявила за полгода более 3 тысяч нарушений, в том числе финансовых. Неправомерно были израсходованы 3,5 млрд рублей бюджетных средств, еще 19 млрд, мягко говоря, использованы неэффективно. Многие предприятия ОПК продолжают жить как в 90-е годы - приписки, "серые схемы", различные хитрости.

    РГ: У вас есть рецепты для оборонно-промышленного комплекса?

    Каньшин: Одна из причин его нынешнего отставания в том, что доля государства в акционерном капитале предприятий неоправданно занижена. Например, на Амурском судостроительном заводе, где побывали представители Общественной палаты, она составляет около 18 процентов. А по мнению специалистов, должна быть не менее 51 процента.

    Повышение доли государства в капитале предприятий даст возможность увеличить финансирование контрактов в интересах минобороны, а не самих оборонщиков. Необходимо оперативно завершать работу над законом о гособоронзаказе, проект которого кочует по столам чиновников уже 4 года. Нужны также специальные законы о господдержке предприятий ОПК, о холдингах и ряд нормативно-правовых актов правительства.

    РГ: Вы выступаете за возврат в школы начальной военной подготовки как обязательного предмета. В обществе отношение к ней неоднозначное, многие против "солдатчины" в учебе. Что за необходимость?

    Каньшин: Об этом на пленарном заседании говорили сами педагоги и военные. Мы перешли на годичный срок военной службы по призыву. Потребность в призывном контингенте уже следующей весной вырастет в два раза и составит более 300 тысяч человек. В то же время многие призывники не готовы к службе ни морально, ни профессионально, ни физически. А ведь в Цхинвале воевали не только контрактники, но и солдаты по призыву.

    Речь идет не о том, чтобы научить школьников разбирать-собирать автомат. Надо подготовить будущих защитников с правовой точки зрения, чтобы они знали законы, свои права и обязанности, психологию поведения в воинском коллективе. Наша комиссия взяла на контроль небоевые потери в армии. Идет сокращение гибели людей, но увеличился процент суицидов. Главная причина - слабая морально-психологическая подготовка.

    Кстати, начальное военное обучение - это не только требование многих общественных организаций, но и норма Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Целесообразно также разработать на федеральном уровне концепцию военно-шефской работы и федеральную целевую программу шефства общества над армией. Российское общество не может и не должно оставаться в стороне от проблем и жизни своей армии.

    Поделиться