08.10.2008 01:59
    Поделиться

    Низкий уровень подготовки водителей — главная причина дорожных катастроф в ЮФО

    Приостановлены лицензии восьмидесяти процентов дагестанских автошкол после проверки их деятельности ГИБДД республики. Ненамного лучше обстоят дела и в других регионах ЮФО.

    Геймер за рулем

    Весьма острая, а порой даже нелицеприятная дискуссия состоялась на межрегиональной конференции автошкол Южного федерального округа между различными структурами и ведомствами, причастными к обеспечению безопасности на дорогах. Кто должен нести ответственность за то, что дорожные новости нередко напоминают сводки с фронта? В проблеме попытался разобраться корреспондент "РГ".

    На конференции собрались представители ГИБДД, страховщики, чиновники из министерства образования и руководители автошкол со всего округа. Заместитель начальника управления Ростовского ГИБДД ГУВД Игорь Шиян озвучил статистику, после которой в зале стихли обычные для таких мероприятий разговоры и перешептывания.

    - За восемь месяцев этого года в области произошло без малого 4 тысячи дорожно-транспортных происшествий, - сказал Шиян. - В результате 505 человек погибли, 4992 - получили травмы. Более половины участников ДТП - владельцы личного автотранспорта, причем большой вклад в эту печальную картину вносят начинающие водители. 10 процентов от общего количества аварий совершают именно те, у кого стаж вождения составляет менее одного года, 24 процента - менее 3 лет. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, масштабы аварийности снижаются недопустимо медленно. Одна из основных причин - низкий уровень подготовки водителей. Не секрет, что молодого автолюбителя зачастую просто натаскивают на сдачу экзаменов, а реальные навыки вождения он приобретает, попав в гущу транспортного потока. Появилось совершенно новое явление - молодежь, пройдя игровой этап вождения перед монитором компьютера, почему-то полагает, что теперь можно и за руль. Они не оценивает реальную опасность. Вот и закладывают новоиспеченные шумахеры виражи - только держись! А все вокруг - врассыпную. Здесь большая недоработка наших автошкол.

    Итак, в печальной статистике ДТП виноваты только автошколы с их низким уровнем подготовки?

    Ученик без учителя

    - В этом году проверена деятельность 185 организаций, занимающихся подготовкой водителей, - рассказала главный специалист отдела по надзору в сфере образования министерства образования РО Светлана Безбородова. - В 152-х были выявлены нарушения. 46 автошкол не имеют своих автодромов. Особенно остро это касается Ростова-на-Дону. Водителя приходится обучать на территории города, в "боевой обстановке". К тому же процесс обучения нередко ведется не в полном объеме. Положено 32 урока вождения, но фактически их бывает гораздо меньше. Это может подтвердить любой ученик. Отсутствуют в школах и свои учебные автомобили, тренажеры, недостаточно методических пособий. Количество учеников в группах порой превышает норму чуть ли не в два раза. Самое удивительное, что все автошколы предоставляют положительное заключение ГИБДД на право осуществления обучения. Но когда начинаем проверять - все не так уж гладко.

    Молодого автолюбителя зачастую просто натаскивают на сдачу экзаменов, а реальные навыки вождения он приобретает, попав в гущу транспортного потока

    Значит, ГИБДД не контролирует процесс?

    - Сколько же таких заведений вы закрыли по результатам проверок? - спрашивает директор одной из автошкол. - Есть ведь учреждения, которые выполняют все требования, но они вынуждены конкурировать с теми, кто чуть ли не в личном автомобиле преподает курс "молодого бойца".

    - Ни одной не закрыли, - пришлось ответить представителю министерства образования.

    У руководителя одной из старейших и лучших автошкол в России - Шахтинского учебного комбината Анатолия Синицына к чиновникам другая претензия.

    - Почему лицензию выдают на три года, а не на пять, как могли бы? Интерпретируя закон, власти фактически разоряют авторитетные автошколы, где действительно учат вождению. Каждые три года приходится готовить пакет документов, нести затраты.

    Ответа на этот вопрос не последовало.

    За брак ответят

    Вице-президент федерации автошкол Владимир Чуков подчеркнул, что подготовка водителей в автошколах стала неуправляемым процессом. Нормативно-правовая база не обновлялась более 20 лет, а ситуация на дорогах поменялась кардинально. Все застыло в том времени, когда по улицам ездили несколько автомобилей и была одна автошкола в городе. Тогда сразу было видно, кто плохо учил и кто плохо учился!

    - Действительно, нам бы хотелось видеть в справках о ДТП сведения о том, какая автошкола выдала удостоверение человеку, который на следующий день попал в аварию, - подключились к дискуссии представители страховых компаний. - Ведь это брак в работе, а мы даже не знаем, кто его допустил.

    Претензии высказывались не только к руководителям автошкол. Преподаватель одного из учебных комбинатов заметил:

    - Я работаю с группой по подготовке водителей трамваев. У меня нередко возникает вопрос - кто дает людям, не способным к вождению, а порой просто неадекватным, справку, что они могут обучаться водить трамвай?! Ведь в вагон столько людей иногда набивается, а за рулем невменяемый человек. Почему таких врачей не лишают лицензии? Когда прекратится торговля справками?

    Итак, круг виноватых очерчен. Виноваты все: ГИБДД, врачи, автошколы, законодатели… И доля истины во взаимных упреках есть. Но невольно на ум приходят известные строки: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…" Координация совместных усилий необходима, однако существует еще один фактор, и быть может, решающий.

    - Пятнадцать лет я обучаю вождению, подготовила 7,5 тысячи водителей, - говорит Нина Гончарова. - Сейчас люди просто не хотят учиться, большинство норовит купить справку, а потом и права. И самое страшное, что им это удается. Как говаривал Булгаков, "разруха в головах" - вот в чем главная причина. Даже если мы построим автодромы, купим тренажеры, к каждому ученику приставим двух инструкторов, ничего кардинально не изменится. Пока люди не поймут, что учиться необходимо, что от этого зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей, не будет порядка на дорогах.

    Комментарии

    Олег Бекеев, инспектор по пропаганде управления ГИБДД МВД по Республике Калмыкия:

    - В Калмыкии наблюдается снижение аварийности на дорогах, но небольшое. За 8 месяцев этого года в республике было совершено 232 ДТП, 53 человека погибло, 296 ранено. Это на два процента меньше, чем в прошлом году, почти на десять процентов стало меньше погибших и раненых. У нас готовят водителей 25 автошкол, и требования достаточно жесткие. Я думаю, что аварий стало меньше в связи с ужесточением штрафов за нарушения. Апеллирование к совести водителей не всегда помогает, а вот когда штрафы ударили по кошельку - мы сразу увидели результат.

    Иса Султанов, руководитель группы пропаганды управления ГИБДД МВД республики Дагестан:

    - За прошедшие девять месяцев в республике произошло 995 ДТП, 311 человек погибли, травмированы 4292 человека. У нас тоже незначительно снизилась аварийность, но мы не добились главного - стабильной обстановки на дорогах. Характер ДТП остается сезонным, чуть брызнул дождь - и пошли аварии. Водителя абсолютно не готовят к изменению состояния дорог в связи со сменой времени года. Большие надежды мы возлагаем на второй этап федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения на 2008-2012 годы. Она только набирает обороты. Начинается реконструкция дорог, улучшается техоснащение службы ГИБДД, повышается мобильность подразделений. У нас более 60 автошкол. После проведенной проверки по инициативе ГИБДД приостановлено действие 80 процентов лицензий. Особенно печальное зрелище в сельских районах республики. Школы функционировали как юридические организации, но фактически базировались в частных домах. Ни автодрома, ни оборудования у них нет. Мы дали время на устранение недостатков, и если не исправятся, будем лишать лицензии окончательно. В Дагестане стали жестче подходить к вопросу приема экзаменов, что дает свои положительные результаты.

    Поделиться