В Москве - более 5 тысяч сирот. В масштабах страны цифра не слишком большая - всего в России около 700 тысяч детей, оставшихся без родителей. У каждого из них непростая судьба, им не хватает родительского тепла и участия.
Но все остальное в казенных домах есть. В этом убедился корреспондент "РГ", принявший участие в пресс-туре, организованном столичным департаментом семейной и молодежной политики.
Ты чей?
Большое светлое здание бывшего детсада в Солнцевском проезде приспособлено под социальный приют "Солнцево". Здесь принимают детей от 3 до 18 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но только на время, пока не определится их дальнейшая судьба. Сюда привозят несовершеннолетних с улиц и вокзалов города: кто-то потерялся, кто сам ушел из дома... "Сейчас в нашем приюте 45 детей, - рассказывает директор Александр Кардаш. - Самому младшему - 3,5 года, а старшему исполнилось 18 лет. На днях Моссоцгарантия вручит ему ключи от квартиры, и он будет жить самостоятельно".
За время, пока "потерянный" ребенок находится в приюте, сотрудники должны выяснить, откуда он, есть ли у него родители, дееспособны они или нет... Как правило, уходит не меньше полугода.
Но в первую очередь тут занимаются самим ребенком: моют, избавляют от вшей, лечат. С ним работают педагоги, психологи, учителя. Многие дети с улицы отстали в учебе или вообще не садились за парту. А здесь можно даже сдать экзамены экстерном и догнать ровесников. Помимо общей программы реабилитации для каждого составляется и индивидуальная, куда входят учеба в школе, досуг, занятия спортом, трудотерапия. Тем временем правовой отдел занимается поиском информации. Некоторые дети не знают своей фамилии или адреса, а кто-то называет вымышленное имя. "Вот подобрали на 74-м километре МКАДа девочку 5-7 лет, - рассказывает Кардаш. - Она назвала себя Настей Пирожковой. Целый год мы бьемся и не можем найти ее родителей. Говорит, что у нее есть мама Мария и сестра Галя, а живут они в районе Матвеевское. Я сам ездил с ней по домам, расспрашивал, не терялся ли ребенок. Раздали ее фотографии всем участковым по всему округу, но безрезультатно. Теперь повезем ее на специальное медицинское освидетельствование, чтобы хотя бы точнее определить возраст".
Обычно дети убегают из неблагополучных семей, где родители пьют и бьют. Есть здесь и постоянные "беглецы", которые, убежав однажды из дома, почувствовали вольницу и уже не хотят возвращаться. Бродяжат. И время от времени возвращаются в приют. Для них он как перевалочная база. После приюта (определения статуса ребенка) большинство ребят попадают в детдом.
Лучше погулять
Мы побывали в не совсем обычном детдоме N 11 на улице Академика Анохина. Сюда поступают дети от 3 до 7 лет с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Им требуется не только особый уход, но и серьезное лечение.
Сейчас здесь 50 детей, еще двух ждут со дня на день. В группах - не больше десяти человек. Врач-педиатр Людмила Голубицкая рассказала, что для развития каждого ребенка подобраны специальные упражнения. Она уверяет, что их дети "самые лучшие и самые одаренные". Свои таланты малыши демонстрируют в трогательных поделках: в ход идут крупа, ткань, бумага...
Игрушек тут полно. В игровой комнате - огромный зверинец из плюшевых, размером с самих детей игрушек. Для проведения праздников есть большая коллекция костюмов, в которые любят наряжаться дети. Им очень нравится петь и танцевать рука об руку с воспитателями. Детдомовский танцевальный коллектив даже становился призером городского фестиваля "Надежда".
Содержание каждого воспитанника детдома обходится до 100 тысяч рублей. Правда, в эту сумму входят коммунальные услуги, оплата труда сотрудников, мебель, одежда, игрушки... "У некоторых людей превратное представление о детдомах, что тут холодно и голодно, -говорит директор Лидия Слюсарева. - Поэтому везут к нам одежду, конфеты, игрушки. Это, конечно, благое дело, но дети на самом деле нуждаются не в "гуманитарке". Им важнее общение с взрослыми. Но потратить на чужого ребенка время, погулять с ним не каждый готов. Поэтому в нашем детдоме действует программа "Мама выходного дня". Мы пытаемся каждому ребенку найти семью, поскольку считаем это самым главным "лекарством" от сиротства". Кстати, некоторым из сирот уже улыбнулась удача - их взяли приемные родители.
Людмила Гусева, руководитель Департамента семейной и молодежной политики Москвы:
-По итогам прошлого года в государственные учреждения поступили 3,5 тысячи московских сирот. Около 90 процентов - это дети, чьи родители лишены родительских прав. Поэтому нам надо работать с кровными семьями, чтобы родители не бросали детей, а те от них не убегали. То, что мы называем скучным словом "профилактика", на самом деле должно стать во главу угла.