10.09.2008 03:41
    Поделиться

    Третью неделю муж и жена Миносьяны обитают в Абхазии в вагончике, стремясь попасть на Кубань

    Третью неделю муж и жена Миносьяны обитают на абхазской территории в вагончике, не теряя надежды, что чиновники разберутся в их неординарной ситуации и помогут найти из нее выход.

    Молодая женщина с двумя маленькими детьми на руках, опасаясь расправы грузинских националистов, пыталась убежать к мужу на Кубань, но так и не смогла перейти границу из-за отсутствия у нее необходимых документов.

    Четырехлетнего Сашу и трехлетнюю Анну-Марию забрала их прабабушка Анна Карапетовна Миносьян, примчавшаяся к пограничному посту Псоу вслед за внуком Петей.

    - Я уезжала с ними в ночь под проливным дождем, оставив Петю с женой, - рассказала она корреспонденту "РГ". - Если бы не добрые люди, не знаю, что бы с нами стало.

    Бабушка обратилась за помощью к сочинским правозащитникам. В понедельник они устроили пикет в защиту интересов разделенной семьи, встав с плакатами у здания местной администрации. Сейчас вместе с малышами она живет в Сочи у чужих людей, которые не смогли остаться в стороне от этой беды. Петру предлагали в одиночку перейти границу, но он свою Маку не бросил.

    Петя и Мака познакомились шесть лет назад в грузинском городе Зугдиди, куда 18-летний краснодарец приехал погостить к родственникам. Они поженились в 2003 году, и вскоре Петр увез молодую жену в Россию, где в семье появился первенец - сын Саша. Потом у Маки тяжело заболела мама, и ей пришлось вернуться в Грузию. Молодая женщина в то время ждала второго ребенка и буквально через пару месяцев родила Анну-Марию. Девочке сейчас три года, мальчику - четыре, а их папу с мамой разделила граница.

    - По профессии я пекарь, - рассказывает Петр. - Когда Мака вернулась в Зугдиди, поехал за ней и устроился там в булочную. Надеялся, как только теща поправится, забрать жену с детьми на Кубань. В Грузию приехал через Абхазию с российским паспортом и никаких документов в здешней миграционной службе не оформлял. Проблемы начались вскоре после того, как к власти пришел Саакашвили. Меня арестовали за нахождение в Грузии без разрешительных документов, и месяц продержали в тюрьме. Условия там были ужасные: каждый день били, а когда Мака приносила передачу, то и ей доставалось. Фамилия-то у нее моя, армянская, а ко всем, кто не грузин, местные националисты относятся ужасно. Всех россиян просто за людей не считают, в чем я убедился на собственном опыте. Мне грозил срок до пяти лет или штраф. Мать с бабушкой передали около двух тысяч долларов, меня выпустили и сказали, чтобы немедленно убирался в Россию. Если не уеду, обещали снова посадить. Ни времени, ни денег, чтобы оформить визу Маке и детям не было, и я уехал. Возвращался на родину тем же путем - через Абхазию.

    Почти два года Петр не виделся с семьей. Все это время он работал пекарем в Краснодаре и посылал деньги Маке. Бабушка жила в станице Холмской, куда он надеялся привезти жену и малышей. Провел газ и воду в дом, заканчивал ремонт и собирал деньги на оформление документов. Но тут обострились и без того напряженные отношения между Абхазией и Грузией.

    - Мака просто опасалась за жизнь детей, схватила их в охапку и пришла к российским миротворцам, - рассказывает Петр. - Ведь в Зугдиди после ее замужества их стали воспринимать как чужаков. Не могу обо всем рассказывать, там же мать Маки остается, но лично я в Грузию никогда не вернусь из-за махрового национализма, с которым сталкиваешься на каждом шагу. Детям в садике и то доставалось из-за негрузинской фамилии.

    Город Зугдиди расположен на западе Грузии, неподалеку от границы с Абхазией. 13 августа российские миротворцы привезли Маку Миносьян с детьми в Гальский район Абхазии и передали здешним сотрудникам МЧС. Петр в это время по тревожному звонку жены уже мчался на машине друга в Сухуми.

    - Там мне сказали, что связались с нашими пограничниками и выяснили: с внутренним грузинским паспортом ее не пропустят, - рассказывает Петр. - Посоветовали ехать в Сочи и решать вопросы в миграционной службе. Но у меня практически не было денег, и, пока их не прислали родственники, мы оставались в Сухуми. К границе поехали 25 августа утром, замначальника МЧС Абхазии Лев Константинович Квициния сказал, что нас должны пропустить. Он в нашей судьбе принял очень большое участие, огромное ему спасибо за это.

    На пограничном пункте на реке Псоу Миносьяны были в 12.30. И уже поздней ночью получили ответ, что их не пропустят на территорию России. В официальном ответе пограничников этот долгий день и предшествующие ему события расписаны со скрупулезной подробностью: "В связи с обострением грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов на территорию РФ через автомобильный пункт пропуска Адлер прибывают граждане Грузии (этнические русские), скрывающиеся от преследования. Так, с 14 августа по настоящее время прибыло 44 гражданина Грузии, в том числе 16 детей. При этом 16 граждан Грузии в качестве документов, удостоверяющих личность, имели идентификационные карты, которые Российской Федерацией не признаны действительными. При пересечении государственной границы РФ все граждане Грузии обратились с ходатайством о признании беженцем на территории РФ. Рассмотрение ходатайств в соответствии с федеральным законодательством возложено на управление ФМС России по городу Сочи. Гражданка Грузии М. Ш. Миносьян, обратившаяся с ходатайством о признании ее и ее детей беженцами, в соответствии с требованиями федерального законодательства, в 16.00 была передана по акту сотрудникам отдела иммиграционного контроля управления ФМС по городу Сочи. В 20.00 и.о. начальника управления А. В. Малениным вынесено письменное уведомление об отказе в рассмотрении ее ходатайства. В связи с отсутствием у гражданки М. Ш. Миносьян действительных документов на право въезда и пребывания на территории РФ, а также отсутствием у нее статуса беженца, она была выдворена с территории РФ".

    В беседе с корреспондентом "РГ" руководитель пресс-службы погрануправления Владислав Козлитин пояснил, что пограничные органы действуют в рамках существующего законодательства, иначе возникающий прецедент может быть использован недобросовестными иностранными гражданами для незаконного въезда в РФ. "Но в данном случае мы понимали неординарность ситуации и инициировали обращение во все заинтересованные инстанции. Семью необходимо воссоединить, это совершенно очевидно", - сказал подполковник Козлитин.

    Руководство Черноморско-Азовского пограничного управления береговой охраны ФСБ России обратилось к полпреду президента РФ в Южном федеральном округе и губернатору Краснодарского края с ходатайством об оказании содействия в предоставлении статуса беженки гражданке Грузии Маке Миносьян.

    Но только после вмешательства корреспондента "РГ" для Миносьянов забрезжил свет в конце тоннеля и чиновники начали предметно разбираться в этой истории.

    - Ситуация, безусловно, неординарная, - считает замначальника краевого управления - начальник управления по городу Сочи УФМС РФ по Краснодарскому краю Андрей Денисов. - Пограничники ходатайствуют о предоставлении Маке Миносьян и ее детям статуса беженцев, но, поскольку она жена гражданина России, этого нельзя сделать. Супругам давно нужно было привести в порядок все документы и жить вместе, тогда бы не пришлось делать это в пожарном порядке. Тут нужно не статуса беженца добиваться, а получать разрешение на временное проживание, а потом уже заниматься дальнейшим оформлением документов.

    Остается лишь гадать, почему бабушке Анне Карапетовне, безуспешно обивавшей пороги чиновников, не объяснили все это еще две недели назад. Как сообщил вчера руководитель сочинского управления ФМС, "пока писалась ваша статья, вопрос уже решился". Грузинке Маке Миносьян разрешили перечь российскую границу, и она наконец воссоединится с мужем и детьми.
     

    Поделиться