В правоохранительных органах подтвердили, что убийство совершено в ритуальных целях представителями одной из сект. При этом, как выяснил корреспондент "РГ", ни одна (!) городская, областная, территориальная структура не занимается профилактикой вовлечения молодежи в оккультные организации и секты.
Подозреваемым в убийстве подростков предъявлено обвинение по пунктам "а" и "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Об этом "РГ" сообщили в следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ярославской области.
Четверо учащихся ярославских колледжей - Ольга Пухова, Варвара Кузьмина, Андрей Сорокин и Анна Горохова пропали в конце июня и числились без вести пропавшими. Вся область в течение почти двух месяцев следила за развитием событий, поиски взял под личный контроль губернатор области Сергей Вахруков. Вначале предполагали, что 15-17-летние молодые люди уехали на фестиваль "Нашествие", который проходил в Тверской области, но эта версия не подтвердилась. А 12 августа на одном из ярославских пустырей обнаружили расчлененные трупы. В тот же день работники правоохранительных органов задержали группу подозреваемых, а через несколько дней их сообщников - всего восемь человек. Это учащиеся средних и высших учебных заведений Ярославля и области - из вполне благополучных семей, в возрасте от семнадцати до девятнадцати лет. Среди них есть и девушка.
- Сегодня уже можно говорить о том, что преступление было ритуальным, - комментирует помощник руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Ярославской области Марина Данилова. - Обвиняемые входят в неформальное молодежное объединение оккультной направленности, при этом сами же причисляют себя к сатанистам. В ходе следствия будет установлено, насколько эта группа была устойчива и структурирована. Оперативные и следственные мероприятия продолжаются.
По словам Яны Смирновой, старшего помощника прокурора области по связям со СМИ и общественностью, в области прежде не совершались убийства на религиозной почве.
- В прокуратуре, в силовых и других структурах есть специальные отделы, которые занимаются контролем религиозных организаций, - сообщила Смирнова. - Они имеются в УВД, ФСБ, в управлении Федеральной регистрационной службы. Но... в законе есть понятие "религиозная группа". Она не обязана регистрироваться. Поэтому проверить ее деятельность попросту невозможно.
Корреспондент "РГ" выяснил, что следствие не привлекает специалистов, которые могут проанализировать произошедшее с религиозной точки зрения.
Между тем их мнение следовало бы учесть.
- Если рассматривать свершившееся как сатанинский ритуал, то мы обнаружим множество противоречий, - заявляет член совета по вопросам религиозных объединений при мэрии города Ярославля, председатель антисектантского центра Евгений Мухтаров. - Не подлежит сомнению, что пустырь за церковью, где было совершено убийство, - ритуальная площадка. Я обнаружил там воткнутый в землю деревянный сатанинский крест. Но характер убийства подростков противоречит сатанинским канонам. Потому что в их религиозной практике не идет речь о расчленении. Вызывают подозрения и многочисленные колото-резаные раны на теле убитых - тело как сосуд души человека, по убеждениям сатанистов, должно как можно меньше подвергаться физическим воздействиям при умерщвлении.
В прокуратуре признают, что такое несовпадение имеет место, однако особого значения ему не придают.
- Важно, что выявлен мотив убийства, - говорит Марина Данилова. - Подозреваемые озвучили его именно так - на религиозной почве.
Как сообщил газете компетентный источник в правоохранительных органах, пожелавший остаться неназванным, при общении с большинством подозреваемых не остается сомнений, что это просто фанатики, у которых "проблема с головой":
- Такое ощущение, что им кто-то крепко навязал сатанинскую идеологию, - поделился источник.
Окончательный вердикт на этот счет будет вынесен после психиатрической экспертизы, которую предстоит пройти подозреваемым. К слову, один из них - житель райцентра Рыбинск - был задержан как раз в психбольнице, где он скрывался от правоохранительных органов.
Если ребят признают невменяемыми, то суд освободит их от уголовной ответственности и направит на принудительное лечение. В противном случае они будут осуждены. Несовершеннолетним по закону грозит срок не более десяти лет, для взрослых наказание по статье 105 УК РФ - вплоть до пожизненного заключения.
Понятно, что следствие рассматривает ситуацию со своей колокольни. Но кто озаботится свершившимся не как исключительно криминальным деянием, а как общественным явлением? Какие убеждения заставили группу молодых людей пойти на шокирующее своей жестокостью убийство сверстников?
Дикий случай, произошедший в Ярославле, вскрыл проблему, которая подпадает под известную поговорку: "У семи нянек дитя без глазу". На вопрос - кто должен контролировать неформальные молодежные организации, вести с ними работу? - корреспонденту "РГ" так и не удалось получить внятного ответа. Ведомства, в обязанности которых это входит, категорически отказываются брать на себя ответственность и переводят стрелки на других.
- Мы с такими объединениями не работаем, - утверждает заместитель директора департамента по делам молодежи администрации Ярославской области Екатерина Фофанова. - Да, в области есть 27 социальных учреждений, которые занимаются профилактикой дезадаптации в молодежной среде. В этом году ими проведено около 6000 различных мероприятий, предоставлены услуги 15 600 подросткам и молодым людям. Но с неформалами мы не работаем.
Цифры впечатляют, но в Ярославской области сотни тысяч молодых людей. Областная структура, ответственная за государственную молодежную политику, имеет скромный штат - около 20 сотрудников. Естественно, она охватывает лишь верхушку айсберга, ориентируется, как правило, на молодежь благополучную - студентов, активистов общественных организаций. Лагеря патриотической направленности, фестивали творчества - это, конечно, хорошо. Но как быть с тысячами подростков, которые разбиваются на группы, кочуют по подъездам и закоулкам, объединяются в модные движения? В управлении по молодежной политике ярославской мэрии и других официальных структурах о таких "группах по интересам" информации нет.
- Мы работаем только с общественно признанными молодежными объединениями и группировками, - устало повторяет начальник управления Наталья Рыбкина. - Их в городе предостаточно. А неформалы организуются стихийно. Хорошо это или плохо - сложно сказать. В конце концов, молодые люди должны самостоятельно выбирать, как им самовыражаться. В городе свыше 16 тысяч молодых людей, а у меня всего 10 сотрудников. Мы не разведчики, чтобы проникать в закрытые молодежные группировки. Такими агрессивными субкультурами должны заниматься правоохранительные органы.
В пресс-службе УВД корреспонденту "РГ" пояснили - у них нет отдела, специально назначенного сотрудника, которые бы занимались неформалами.
- Каким образом к ним внедряться? Как вы себе это представляете? - недоумевает начальник отдела информации и общественных связей УВД по Ярославский области Александр Шиханов. - У меня длинных волос, как это принято у готов, нет, да и возраст, мягко говоря, не тот. За своего они меня не примут. После случившейся трагедии мы, конечно, будем вести разъяснительную работу, пропагандировать здоровый образ жизни...
Сотрудники управления Федеральной службы безопасности по Ярославской области руководствуются в своей работе двумя законами - об оперативно-розыскной деятельности и о ФСБ. А молодежными группировками занимаются лишь в том случае, если их деятельность представляет угрозу конституционному строю. Кстати, не так давно департамент образования Нижегородской области призвал бороться с субкультурой "эмо". И это произошло после того, как Федеральная служба безопасности РФ по Нижегородской области предоставила информацию о "нетрадиционных религиозных течениях и общественных организациях, трактующих идеи негативной молодежной субкультуры".
В тексте циркуляра, присланного из спецслужбы, следовало описание типажа "эмо". На основании этой информации департамент образования провел разъяснительную работу с педагогами - призвал их проявить бдительность, предупредить учеников о негативных последствиях вступления в такого рода организации. Следовательно, силовые ведомства "в теме", могут работать в этом направлении.