04.09.2008 02:30
Поделиться

Дефицит стройматериалов сказывается на качестве и цене новостроек

Растущая себестоимость строительства, дефицит стройматериалов и финансовых ресурсов и снижение покупательской активности делает строительный бизнес все более рискованным, а решение жилищного вопроса для большинства россиян - все менее реальным. Стоит ли рассчитывать на поддержку государства производителям и потребителям квадратных метров? Об этом "РГ" беседует с заместителем главы Министерства регионального развития РФ Сергеем Кругликом.

Прошлый год стал рекордным по количеству построенного жилья. Успехи нынешнего года намного скромнее. Каковы причины?

Если говорить о конкретных цифрах, напомню, что в первом полугодии 2007 года прирост объемов жилищного строительства был в пределах 30-36 процентов. Сегодня, действительно, мы имеем в целом по стране 2,9 процента темпа роста. Но нужно понимать, что такое темпы роста. Ясно, что чем больше построено, тем от большей цифры отталкиваемся, считая прирост в процентах. Поэтому сохранить такие темпы, как 20 процентов в год, едва ли возможно. Почему? Потому что строительство связано со всеми другими отраслями экономики. И параллельно с возведением жилья, других строительных объектов, естественно, должны развиваться и энергетические мощности, и прочая инфраструктура, и производство стройматериалов, и прочее.

И все же показатели, которые продемонстрировал строительный комплекс в первой половине нынешнего года, я бы оценил позитивно, поскольку объемы ввода жилья не уменьшились ни в одном регионе. К тому же мы должны понимать, что в прошлом году практически половина всего построенного жилья пришлась на Московскую область, Москву и еще восемь регионов-лидеров. И сейчас в этих регионах происходит спад ввода, главным образом потому, что все свободные площадки уже застроены и наблюдается дефицит территорий.

В то же время строительный бум распространяется на другие территории: если в прошлом году максимальные темпы роста демонстрировали сибирские регионы, Приволжский федеральный округ, то в этом году "рванул" Дальний Восток. В Дальневосточном ФО за первое полугодие введено на 53 процента больше жилья, чем за тот же период прошлого года. Поэтому строительный рынок развивается абсолютно нормально.

Серьезным фактором, влияющим на строительство, является производство стройматериалов. И в прошлом году, и в позапрошлом много говорилось о дефиците некоторых стройматериалов, о серьезном росте цен на цемент. Какова ситуация сейчас?

Только за это полугодие в разных регионах начали работать более 140 новых предприятий строительных материалов. Из них каждое третье связано с цементной промышленностью. Строительная индустрия сегодня развивается достаточно устойчиво. Тем не менее в министерстве подготовлена концепция развития стройиндустрии и промышленности стройматериалов на период до 2020 года. Главная ее задача - сориентировать рынок по производству строительных материалов не только на текущие годы, но и на достаточно длительную перспективу.

Вопрос о том, должно ли государство стимулировать развитие производства стройматериалов из разряда дискуссионных. Кто-то считает, что бизнес должен развиваться сам, а кто-то, наоборот, настаивает, что государство должно оказать преференции. Какие подходы в документе?

Я тоже считаю, что этот бизнес должен развиваться сам. Но он не сможет развиваться, если не будет иметь ясных перспектив в целом по развитию строительной отрасли. Потому что любое предприятие нужно строить, имея в виду возможность реализовать продукцию на долгосрочную перспективу, зная, насколько востребованным будет тот или иной продукт через год, пять, десять лет.

Концепция даст бизнесу ясную информацию: где, по каким направлениям, сколько предприятий работает, каковы региональные особенности, потребности в жилищном, промышленном строительстве. На эти данные и будет ориентироваться стройиндустрия. Это, так сказать, информационная составляющая.

Второй момент. Государство может принимать участие в реконструкции старых мощностей стройиндустрии и строительстве новых, но только в части развития инфраструктуры. Это поддержка в обеспечении сырьем - те же месторождения, электроснабжение, газоснабжение. Механизмы такой поддержки также рыночные - например, возможно погашение процентных ставок при получении кредитов на определенные цели. Но, конечно, раздавать деньги из бюджета: на, возьми, построй завод, - никто этого делать не собирается.

Лицензирование уступает место саморегулированию. Насколько готова нормативная база для того, чтобы этот переход был безболезненным?

Первый, базовый технический регламент, который называется "О безопасности зданий и сооружений", прошел обсуждение на Правительственной комиссии по техническому урегулированию, прошел все требуемые - публичные, региональные - обсуждения и в ближайшее время будет внесен в правительство. Думаю, депутаты рассмотрят этот законопроект уже осенью. Кроме того, наряду с этим регламентом уже разрабатывается и, думаю, к декабрю будет завершен второй базовый техрегламент - о безопасности строительных материалов.

Кроме того, в первой половине года уже в полной мере заработала в новом качестве экспертиза, в точном соответствии с новым Градостроительным кодексом. Тем самым мы выполнили задачу: разделить проведение экспертизы по уровням ответственности и в зависимости от проектируемого объекта. Теперь в каждом регионе проводится своя экспертиза по тем проектам и объектам, которые закреплены законом за субъектами РФ. Это, как правило, типовое, массовое строительство, в том числе жилищное. Технически сложные и опасные, а также уникальные объекты - это федеральный уровень.

Только за полгода сэкономлено в результате экспертизы смет порядка 75 миллиардов рублей. Это примерно 16 процентов от общей суммы смет, представленных на экспертизу. Причем речь идет о строительстве социально значимых сооружений и экономии бюджетных средств. Например, прошел экспертизу стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, рассчитанный на 60 тысяч мест. Закончена экспертиза уникального моста на Дальнем Востоке через пролив Босфор. Естественно, подобные объекты требуют и специальных технических условий. Для их разработки потребовались колоссальные усилия проектировщиков. Практически мы отладили схему проектирования и сооружения подобных уникальных объектов, для которых нет нормативов и правил.

Еще одна новость, напрямую связанная с безопасностью строительства. Подготовлена концепция программы сейсмобезопасности, которая будет касаться порядка двух десятков регионов, расположенных в сейсмоопасных зонах. Задача программы - обеспечить сейсмостойкое строительство в этом "поясе", простирающемся от Камчатки и Сахалина через Приморье, Хабаровский край, Читинскую, Иркутскую области и далее - до Северного Кавказа. В рамках программы будет проведено районирование, будут определены зоны повышенной сейсмоопасности и относительно безопасные участки. А следующим шагом, уже на основании этих данных, станет выполнение в регионах программ: какие объекты подлежат укреплению, какие нужно сносить. Изменится и подход к градостроительному планированию: в таких городах, как Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, мы сможем строить жилье, социальные объекты на тех участках, которые в меньшей степени подвержены землетрясениям.

Уже второй год обсуждается еще один ключевой документ - стратегия развития жилищного строительства на срок до 2020 года. Его предполагалось подготовить еще осенью прошлого года. Но сроки рассмотрения стратегии правительством переносились уже несколько раз. Почему?

Стратегия массового строительства жилья наряду со стратегией стройматериалов уже представлялась председателю правительства. Это серьезный программный документ, который, по большому счету, определяет и темпы жилищного строительства, и формулирует все возможности людей по реализации своих прав на жилье.

О чем идет речь? Мы неоднократно говорили о том, что в стране выстроены рыночные механизмы для приобретения жилья. Развивается ипотечное кредитование. Сегодня, по разным оценкам, приобрести жилье за счет собственных и заемных средств может до 20 процентов семей. Поставлена задача увеличить эту категорию к 2020 году до 60 процентов. Но остальные, которым рост их доходов не позволит самостоятельно обеспечивать себя жильем, не должны выпадать из поля зрения государства. В стратегии фиксируется, что обязаны предпринимать органы власти, чтобы решить проблемы социальных очередников. Напомню, сегодня в очереди на социальное жилье стоит 3,5 миллиона семей, время ожидания исчисляется десятилетиями. Поставлена задача, чтобы к 2020 году очередь сократилась настолько, чтобы, подождав не более 5-6 лет, семья обеспечивалась квартирой.

Но есть еще одна группа, так сказать, не достаточно бедных, чтобы иметь право на бесплатную муниципальную жилплощадь, но и не достаточно состоятельных, чтобы взять ипотечный кредит. Эта часть населения должна иметь возможность прийти на рынок и арендовать квартиру. Сегодня сектор найма представлен исключительно жильем, которое сдают частные лица-собственники. Рынок этот непрозрачный, права жильцов не защищены, цены на аренду высоки. В стратегии предлагается развивать другие виды - коммерческий наем, доходные дома. Я думаю, осенью, когда концепция будет внесена в правительство, мы сможем поговорить о ней более детально.

Дело в том, что многие аспекты этого документа связаны с формированием бюджетной системы. Потому что, например, раздел, связанный с исполнением федеральных обязательств перед определенными категориями граждан, предполагает конкретный размер финансирования. Иначе он останется чисто декларативным. То же - и с формами государственной поддержки развития социальной, инженерной инфраструктуры. Поэтому сейчас стратегия увязывается именно с бюджетным процессом, и в сентябре эта процедура будет закончена.

Нехватка территорий, пригодных под жилищное строительство, особенно когда речь идет о городах, это серьезный тормоз в решении жилищного вопроса. Специально создан фонд содействия, который часто называют "земельным", который будет изымать у федеральных структур неэффективно используемые ими земли и передавать их под строительство жилья и предприятий стройиндустрии. Каковы механизмы взаимодействия этого фонда с муниципалитетами? Он будет подменять функции местных властей?

Скорее фонд будет содействовать муниципалитетам в выполнении их функций. Я не думаю, что посредством фонда будет в основном решаться проблема строительства социального жилья. Это, кстати, одна из основных задач местных органов власти, которая в полной мере начнет решаться с 2010 года, когда будет отменена бесплатная приватизация. Пока все построенное и переданное бесплатно очередникам жилье тут же переводится ими в собственность, создание муниципального социального фонда практически невозможно.

При этом если благодаря фонду под строительство будут переданы новые площадки, если эта процедура будет носить массовый характер, безусловно, параллельно с возведением коммерческого жилья проще будет решить и проблемы социального строительства. По закону фонд будет передавать земли в субъекты и муниципалитеты для проведения аукционов, и у местных властей появится возможность на вырученные деньги развивать социальную инфраструктуру, инженерную инфраструктуру и приобретать жилье для нуждающихся.

Досье

Сергей Иванович Круглик.

Родился 14 марта 1955 года в Иркутске. Окончил Иркутский политехнический институт по специальности "горный инженер-гидрогеолог", а затем Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности "экономист". Трудовую деятельность начал в 1977 году старшим гидрогеологом, а затем начальником партии Красноярской комплексной геолого-разведочной экспедиции. В 1980 году переехал из Сибири в Латвию, где работал гидрогеологом, старшим гидрогеологом, начальником партии комплексной геолого-разведо-чной экспедиции Управления геологии Латвийской ССР, работал в ЖКХ, прошел путь от домового мастера до замдиректора производственного управления ЖКХ одного из районов Риги.

С 1995 по 1998 год Сергей Круглик был замести-телем главы администрации Новгорода. В 1998 г. назначен заместителем министра РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ. Через год стал заместителем министра региональной политики РФ.

С 1999 по 2004 год - статс-секретарь - первый заместитель председателя Госстроя России. В 2004-2005 годах возглавлял департамент строительства и ЖКХ Министерства промышленности и энергетики РФ. 15 июля 2005 года назначен руководителем Федерального агентства по строительству и ЖКХ, в октябре 2007 г. был освобожден от этой должности и назначен заместителем министра регионального развития. С июля 2006 г. - заместитель председателя совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы" ("РКС"); член Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; распоряжением правительства РФ от 12 ноября 2007 г. был включен в состав наблюдательного совета Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта. Действительный государственный советник РФ 2-го класса, кандидат экономических наук. Награжден орденом "Дружбы". Заслуженный работник ЖКХ России. Женат, воспитал двоих детей.

дословно

Дмитрий Медведев, президент Российской Федерации:

- Самый перспективный путь решения жилищной проблемы - это расширение индивидуального жилищного строительства. В первую очередь речь идет о крупных проектах, целых городах с несколькими тысячами домов в каждом. Если мы в полном объеме реализуем этот амбициозный проект, то будем жить в качественно другой стране, с другим уровнем жизни и психологии.

кстати

К 2020 году предполагается полная ликвидация аварийного и ветхого жилья, квартир коммунального заселения, существенное повышение качества и комфортности жилищного фонда

статистика

Планируется увеличение размера жилищного фонда с 60 млн жилых единиц (около 3 млрд кв. м общей площади) в 2007 году до 64 млн жилых единиц (4,1 млрд кв.м общей площади) к 2020 году с одновременным увеличением среднего размера жилой единицы с 51 кв. м до

64 кв. м. Средняя обеспеченность жильем должна составить около 24 кв. м общей площади на человека в 2012 году и 29 кв. м общей площади на человека к 2020 году

факт

В I полугодии 2008 г. введено в эксплуатацию 240,5 тыс. квартир общей площадью 21,7 млн кв.метров, что составило 102,9% к соответствующему периоду предыдущего года (в I полугодии 2007 г. было введено 21,1 млн кв. метров, 134,3% к I полугодию 2006 г.)