15.08.2008 03:40
    Поделиться

    Николай Межуев: Стационарных телефонов ждут 100 тысяч жителей Подмосковья

    Когда жители Московской области смогут получать необходимые справки, нажав кнопку на компьютере, а не стоя в очередях по различным учреждениям? Как москвичу установить городской телефон на даче? Какого лучше выбрать оператора связи? На эти и другие вопросы ответил на "деловом завтраке" в "РГ" Николай Межуев, министр информационных технологий и связи Московской области.

    Российская газета: Николай Викторович, недавно президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости активнее предоставлять жителям электронные государственные услуги. У человека, имеющего доступ к Интернету, в ближайшее время должна существенно расшириться возможность получить любую справку, не выходя из дому. Это указание не застало Московскую область врасплох?

    Николай Межуев: Нет. Мы давно работаем в этом направлении. Выполнены уже две целевые программы, а реализация третьей заканчивается. Сейчас министерство подготовило проект долгосрочной целевой программы "Электронное Подмосковье на период 2009-2012 годов". Ее главная задача - в 2010 году перейти на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Все действия расписаны по этапам. В частности, формирование архитектуры электронного правительства области уже началось. Ядром его станет региональный информационный центр, к которому будут подключены органы государственной власти и местного самоуправления. На его базе будет функционировать интернет-портал государственных услуг. Создается система многофункциональных центров, через которые государственные и муниципальные услуги и будут предоставляться гражданам и организациям. Первый такой центр начнет работать в Балашихе. Весной этот проект выиграл федеральный конкурс среди программ по реализации административной реформы. Сейчас мы отрабатываем модель взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами и организациями, чтобы потом внедрить ее и в других городах.

    РГ: Есть районы, где жители уже получают электронные услуги?

    Межуев: Сервисы, в основном информационного характера, можно получить через центры общественного доступа. Они созданы в трех территориальных управлениях министерства соцзащиты и в девяти муниципальных образованиях (к примеру, в Люберецком, Мытищинском, Дмитровском, Истринском районах), а также во многих отделениях почтовой связи и библиотеках.

    РГ: Москва давно пытается облегчить жителям получение справок с помощью Интернета. Но порой доходит до смешного. Приходит человек в департамент, узнает о льготах, затем отправляется, допустим, в ЖЭК. А ему там говорят: ничего не знаем, неси справку, что у тебя есть льготы. Почему сразу не переслать документы из одного ведомства в другое по электронной почте? У вас жители также будут ходить по кругу?

    Межуев: Обеспечить интерактивный режим предоставления государственных и муниципальных услуг - сложная задача. Мало создать информационные системы и телекоммуникации. Основные трудности связаны с нормативно-правовыми аспектами.

    В области уже действует немало информационных систем, но работают они пока локально. Вскоре они будут интегрированы в региональный информационный центр, чтобы все базы "видели" друг друга. Надеюсь, полностью решим задачу в следующем году. Для этого есть все технические предпосылки. Например, в новом здании правительства в Красногорске создана отличная телекоммуникационная база, там полностью структурирована кабельная сеть, проложены волоконно-оптические сети. Вся информация содержится в цифровом виде...

    РГ: Скоро ли появится доступ к ней даже в отдаленных районах?

    Межуев: Уже скоро. В конце этого года 72 муниципальных образования будут включены в единую мультисервисную сеть с центральным узлом, созданным на базе регионального информационного центра. А чтобы информацией могли обмениваться территориальные подразделения министерств, все будет соединено при помощи цифровых каналов.

    РГ: До сих пор на федеральном уровне не приняты административные регламенты обмена информацией между различными госструктурами...

    Межуев: Проблема серьезная. Частично пытаемся ее решить с помощью соглашений об информационном взаимодействии. Сейчас плотно работаем с рядом министерств РФ, чтобы побыстрее такие регламенты появились. Без этого предоставлять качественные услуги населению очень сложно.

    РГ: А оперативную информацию о том, что, например, произошел обрыв электропередачи или меняется расписание электричек в Подмосковье, можно будет узнать через Интернет?

    Межуев: Да, такая информация будет предоставляться в рамках Антикризисного центра правительства Московской области. Такой центр будет построен в Реутове. В режиме реального времени в него станет стекаться вся оперативная информация, о которой можно узнать, зайдя на соответствующий интернет-сайт или через СМИ.

    РГ: Может ли губернатор области уже сейчас провести видеоконференцию с главами всех районов?

    Межуев: Может. Правда, существует определенная градация каналов связи по скорости передачи данных. В отдаленные районы в секунду проходит 512 Кбит информации, зато в ближние - 10 Мбит в секунду. Но в любом случае картинку все получают. Мы хотим перейти на 100-процентную волоконно-оптическую сеть, которая поможет передавать изображение с отличным телевизионным качеством.

    "Железный друг" для дедушки

    РГ: Как, по вашему мнению, сами жители уже готовы пользоваться электронными услугами?

    Межуев: Думаю, что они будут востребованы абсолютно всеми, другой вопрос, в каком объеме. Молодежь возьмет все, компьютерной грамотности ей не занимать. Ведь область первой в стране подключила к Интернету все общеобразовательные школы. Сейчас думаем обеспечить их высокоскоростным подключением. Новые школы, как правило, его имеют.

    РГ: Москва уже начала обучать компьютерной грамотности и пенсионеров. Собираются ли это делать и в Подмосковье? И потом, далеко не у всех бабушек есть дома компьютер. Где они смогут им воспользоваться?

    Межуев: Для этого есть немало возможностей. Например, 344 пункта коллективного доступа к Интернету созданы в населенных пунктах с количеством жителей от 500 человек. Они размещаются в почтовых отделениях. Хотите воспользоваться электронной почтой или выйти в Интернет - пожалуйста. Как раз здесь и можно начать массовое обучение работе на компьютере. Планируется, что такие пункты появятся и в поселениях поменьше. Пожилым людям найти общий язык с "железным другом" могут помочь и в центрах соцобслуживания.

    Компьютер все больше становится неотъемлемой частью обихода. Уже сейчас 60 процентам жителей области телефон интересен только в блоке с электронной передачей разнообразных данных. Многие хотят создавать свои цифровые видеотеки... Ответить на все эти запросы можно только при наличии высокоскоростных каналов, которые помогают обмениваться большим объемом данных. Пока их не хватает. Но недавно правительство Московской области одобрило три крупных инвестиционных проекта в сфере развития связи и телекоммуникаций на общую сумму 8,3 миллиарда рублей. Если сейчас к волоконно-оптическим сетям подключено порядка 10 процентов квартир в разных районах Подмосковья, то через 3-4 года, благодаря реализации только одного из проектов, добавится еще примерно 15 процентов: полтора миллиона квартир. Планы по созданию таких систем можно сравнить с планом ГОЭЛРО, который когда-то вывел нашу страну в число самых развитых стран!

    Телефон за околицей

    РГ: Не преждевременно ли строить эти планы, если еще не во все деревни пришел телефон?

    Межуев: Можно сказать, что доступ к телефонной связи обеспечен уже всем жителям Московской области. В населенных пунктах, где живет от 50 человек и больше, установлено более 6 тысяч таксофонов универсальной услуги. Покупай карточку - и звони куда хочешь, хоть в другую страну. Эти аппараты могут принять и входящий звонок.

    РГ: А уменьшилась ли очередь в области на установку домашних телефонов? Год назад вы говорили, что в ней стоят около 200 тысяч жителей области?

    Межуев: А сегодня ждут первого звонка в квартирах 100 тысяч человек. Надеемся, что к концу года останется не более 25 тысяч. И это при том, что каждый год в области строится 70-80 тысяч новых квартир, жильцы которых тоже хотят иметь стационарный телефон.

    РГ: Сколько стоит поставить домашинй телефон?

    Межуев: Тариф доступа - 6 тысяч рублей, в отдаленных районах - 5 тысяч рублей. Такую цену ввел наш естественный монополист ОАО "ЦентрТелеком", который отвечает за так называемую социальную очередь. Это минимальная цена. У других операторов она может быть выше: от 300 до 1,5 тысячи долларов. Ведь чтобы протянуть связь в труднодоступные места, сделать прокол через дорогу, надо вложить много денег - отсюда и такие тарифы.

    РГ: У пенсионеров каждый рубль на счету. Кому-то из них делаются скидки на услуги связи?

    Межуев: Для ветеранов труда и военной службы в области предусмотрена 50-процентная компенсация абонентской платы за телефон. Более 2,8 тысячи подмосковных фронтовиков, которым по техническим причинам нельзя установить стационарные телефоны, область выделила мобильные и ежемесячно отчисляет по 360 рублей каждому. Недавно принято решение на 20 процентов снизить стоимость подключения к сети Интернет и абонентскую плату за пользование им для инвалидов.

    РГ: Скажем, построил человек дом и хочет провести туда телефон. Это возможно?

    Межуев: Если в поселке уже есть городские телефоны, то подключить новичка не проблема. А для того, чтобы телефонизировать отдельный дом, надо как минимум проложить абонентскую линию, поставить так называемый телефонный шкаф. От него до дома, как правило, не меньше километра. Будущему владельцу номера придется взять на себя все расходы по прокладке такой линии. Но если надо телефонизировать, например, сразу четыре рядом стоящих дома, то их хозяева могут объединиться, тогда их расходы будут вчетверо меньше. Объединятся 30 домов - плата за проведение будет меньше в 30 раз. Владельцы садовых участков могут установить и радиотаксофон. Когда вкладываются сразу несколько человек, то по цене это доступно. Сейчас главное - найти оператора, готового выполнить соответствующий объем работ. Но и это, как правило, не проблема - их в области около 180.

    "Позвоночное" правило

    РГ: И всем можно доверять?

    Межуев: К сожалению, не всем. Некоторые из них слишком гонятся за прибылью, другие - переоценивают свои возможности. Порой бывает так: зарегистрировались, собрали с людей деньги, быстро установили телефоны, а потом разорились и продали свой бизнес. В результате страдают абоненты. Чтобы такое исключить, мы собираемся установить специальные правила, которые четко определят ответственность операторов перед абонентами. Но в любом случае, делая выбор, нужно быть очень внимательным. Необходимо узнать, есть ли у компании лицензии, какую номерную емкость она предлагает. Например, если в Чехове вам дают столичный код 495 - это нарушение. Пользуясь таким телефоном, вместе с оператором нарушителем становитесь и вы. В результате после проверки ваш телефон могут отключить. На самом же деле код 495 можно использовать и в Чехове, но для этого ему обязательно должен быть присвоен второй номер - так называемый дефовский, не географической зоны. Переключение с одного номера на другой происходит на станции мгновенно, никакой задержки абонент не чувствует. Такое ощущение, что работает номер с кодом 495, а на самом деле соединение происходит при помощи длинного телефона. Но платить при этом придется за два номера.

    РГ: В Подмосковье, увы, не везде хорошая связь. Ваше министерство как-то реагирует на жалобы?

    Межуев: Конечно, оперативно реагируем на каждый сигнал: если нужно, подключаем операторов. При необходимости помогаем в установке базовых станций, в решении проблем по землеотводу. В основном связь в области ухудшается летом, когда многие москвичи переезжают на дачи и нагрузка на базовые станции практически удваивается. Но у связи в Московской области большой потенциал, поэтому ее города и села сейчас практически всегда в зоне доступа.

    Поделиться