Уральские фермеры не хотят продавать картошку на ярмарках

В муниципалитетах округа запущены программы развития стационарных сельхозрынков. Они призваны обеспечить производителей постоянными торговыми местами для сбыта продукции.

Для Анны Калининой ее кооператив - семейный бизнес. Жители села Кунарское Свердловской области - сама Анна Александровна, муж, сын и два мужниных брата - сельским хозяйством занимаются, сколько себя помнят. Действовали без затей - выращивали овощи, в основном картошку, и продавали.

- Года два назад в районной администрации нам посоветовали зарегистрировать хозяйственно-потребительский кооператив, - вспоминает Анна Калинина. - Сказали, что так и торговать будет проще, и возможностей больше появится - мол, с юридическими лицами охотнее сотрудничают магазины. Мы и рискнули.

Кооператив объединил пять подсобных хозяйств и возделывает десять гектаров земли. Предприимчивое семейство организовало и пункт приема картошки. Освободили гараж, поставили весы, кинули клич по местным частникам. Оказалось, что это выгодно всем. Плоды своих трудов на семейной "ГАЗели" Анна Александровна возит продавать в Екатеринбург. В прошлом году большую часть картошки - около двухсот тонн - скупила продовольственная база. Остатки предприниматели распродают на мини-рынке: арендуют палатку.

Кооператив Калининых - один из сорока, работающих в Свердловской области и объединяющих сотни личных подсобных и фермерских хозяйств. Именно они производили и производят большую часть местного продовольствия. Так, по данным министерства сельского хозяйства Челябинской области, в прошлом году около 400 тысяч личных подсобных хозяйств произвели 60,5 процента молока, 87 процентов картофеля, 84 процента овощей от валового объема сельхозпродукции. В Свердловской области на "подсобников" и фермеров приходится 56 процентов.

Вот почему руководство всех регионов Урала и Тюменской области пытается поддерживать мелкотоварное производство, содействовать развитию различных форм кооперации на селе.

Помимо хорошо известных потребительско-сбытовых объединений селян, в последнее время стали появляться кредитные кооперативы. Именно через них в Тюменской области сегодня активно подпитывают село деньгами. С начала 2008 года сельские кредитные кооперативы региона выдали более двух тысяч займов на сумму 174 миллиона рублей. Развиваются такие организациии в Свердловской и Челябинской областях.

О том, как работает эта схема, можно судить по хозяйству Валентины Мади из деревни Головино Тюменского района. Крестьянка держит 85 голов свиней, в том числе молодняка, восемь породистых маток, планирует завести еще двух коров. В прошлом году Мади взяла в местном кредитно-потребительском кооперативе 1,3 миллиона рублей. Оформила в аренду землю, построила животноводческие помещения, приобрела поросят. За год свиноферма не окупилась, поэтому кредит ей продлили. Часть процентов по нему субсидируются из бюджета. Самой заемщице остается выплачивать только четыре процента годовых.

Проблему "длинных денег" для кооперации в Свердловской области пытаются решить через проведение конкурсов инвестиционных проектов. В текущем году комиссия рассмотрела восемь заявок. По результатам отбора им предоставят из областного бюджета субсидии в сумме 11 миллионов рублей. Это облегчит приобретение техники и оборудования, возврат части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.

Несмотря на то, что все регионы УрФО увеличивают финансовую поддержку малых форм хозяйствования, развития сельхозкооперации, многие руководители кооперативов оценивают ее как недостаточную. Так, несколько кооператоров, делегатов IX съезда малого бизнеса Челябинской области, обратились к губернатору Петру Сумину. Они считают, что в бюджет региона необходимо закладывать ежегодно как минимум 200 миллионов рублей, чтобы государственная поддержка сельхозкооперации оказалась эффективной. Примерно о таких объемах финансовой помощи мечтают и кооператоры Среднего Урала. Для сравнения: государственная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Свердловской области" на 2008-2010 годы подразумевает выделение из бюджета по 15 миллионов рублей ежегодно.

Но, пожалуй, главнейшая проблема, которая сдерживает развитие кооперации, - это почти полное уничтожение розничной сети сельхозкооперативов, отсутствие товаропроводящей инфраструктуры, доступной селянам.

- Основная забота - это рынок сбыта. У нас есть кому работать и где работать. А расширяемся мы со страхом - вдруг не купят у нас картошку и она пропадет, - утверждает Анна Калинина. - Сейчас получается, что мы основную часть продукции реализовываем на продовольственной базе, то есть через посредника. Планировали наладить отношения с крупными торговыми сетями напрямую, но не получилось. Везде отвечают: "У нас есть постоянные поставщики". К тому же администрация Екатеринбурга грозится закрыть уличные рынки. А взамен пока ничего не предлагает.

В Челябинской области подсчитали, что из всей продукции, произведенной в 2007 году на личных подворьях, реализовано лишь 6,6 процента молока, 18,4 процента мяса, 21,4 процента картофеля и 9,1 процента овощей. О чем это свидетельствует? Люди производят молоко, мясо и овощи преимущественно для себя? Да. Но не только об этом.

- Низкие объемы реализации продукции обусловлены недостаточным развитием системы сбыта и переработки. Это вынуждает сельское население прибегать к услугам перекупщиков, которые диктуют низкие цены, - признается министр сельского хозяйства области Иван Феклин.

Отсутствие постоянно действующей сбытовой инфраструктуры, какой в советские времена была разветвленная сеть магазинов потребкооперации, руководство крупных городов Урала стремится компенсировать тем, что выделяет места для продажи сельхозпродукции на розничных уличных рынках, проводит в городах большие осенние агроярмарки. Особенно активно этим занимаются в Челябинской области.

- В текущем году в областном центре для садоводов-любителей, желающих заработать на своем урожае, организовано около 750 бесплатных торговых прилавков, - говорит заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский.

С садоводов представители администраций рынков потребуют лишь документ, подтверждающий, что продукт выращен ими на собственном участке. Для фермеров также определено более ста мест, где они прямо с машин могут продавать все, что вырастили. Но дело в том, что они не спешат воспользоваться предлагаемыми условиями. В прошлом году из сотни специально отведенных мест на рынках было занято только 30 процентов. Крестьяне предпочитают экономить на дорожающих ГСМ: слишком велики затраты на транспортировку продукции до прилавков областного центра. А во время уборки урожая фермерам просто некогда.

Все правильно, подтверждают кооператоры: фермерам, владельцам личных подсобных хозяйств не с руки и часто очень обременительно самостоятельно реализовывать свою продукции. Другое дело - потребительский кооператив, прицельно занимающийся, с одной стороны, производством продукции, с другой - ее реализацией. Для такой деятельности нужны не сезонно выделяемые места на рынках и улицы для торговли в выходные дни, а постоянно работающая и гарантированная розничная сбытовая сеть.

Программа развития стационарных сельхозрынков в муниципалитетах округа уже запущена. Как сообщили в комитете по товарному рынку администрации Екатеринбурга, заказчиками строительства на территории города выступят частные компании. Ситуация с правами собственности на капитальные рынки будет ясна только к 2010 году. Пока же можно предполагать, что часть заказчиков выступит в роли управляющих компаний, а часть инвестирует средства как в прибыльный проект и впоследствии продаст свои доли. Аналогичные рынки появятся в Магнитогорске, Миассе, Копейске и Троицке.