Вологодские депутаты пытаются навести порядок с водкой по всей стране

Не исключено, что владельцев всех магазинов, торгующих крепкими алкогольными напитками, обяжут ежедневно отчитываться о продажах спиртного по единой декларации. А правом определять форму этого документа и порядок его предоставления будут наделены региональные власти.

Изменения предусматривают введение обязательного декларирования розничных продаж алкоголя во всех регионах. До сих пор эти инициативы предоставлялись на добровольное усмотрение региональных властей. Однако, по мнению депутатов Вологодской области, авторов нового законопроекта, который находится в "портфеле" Госдумы, ситуация в стране с теневым рынком алкогольной продукции катастрофична. Его доля приближается к 40 процентам. И только сопоставление декларируемых данных в оптовом и розничном звене, об отгрузке товара производителями с оборотом оптовых и розничных организаций, поможет побороть "паленку", уверяют авторы законопроекта.

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, опрошенных "РГ", воплотить новую идею в практику тысяч райпо и сельпо, торгующих водкой, на практике будет достаточно сложно. Неразрешимые трудности возникнут при первом же столкновении сельских торговцев с необходимостью электронной отчетности. Законопроект предусматривает, что декларации о розничной продаже, как и декларации о производстве и обороте алкогольной продукции, будут представляться не только в бумажном, но и в электронном виде. Вторая практическая проблема ждет контролеров - вал бумажных или электронных деклараций. В каждом регионе России сегодня действуют от 3 до 5 тысяч магазинов, имеющих лицензии на продажу крепкого алкоголя. Только в Москве таких торговых точек свыше 11 тысяч. "Представьте, что эти данные будут стекаться ежедневно в какой-либо контролирующий орган", - говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его словам, региональные власти на местах сегодня прекрасно могут контролировать оборот нелегальной водки и без деклараций. "Было бы желание", - уверен Дробиз.