Джазовый музыкант и киноактер Брэнфорд Марсалис снова удивил публику

Один из самых знаменитых саксофонистов мира - человек разных талантов. Брэнфорд Марсалис не боится менять амплуа и экспериментировать. Вот и сейчас он выпустил альбом Classic, полностью состоящий из джазовых версий произведений симфонической музыки.

Вряд ли кто еще в современном джазе столь неутомим на поиски и склонен к постоянным переменам. Хотя вроде бы саксофонист Брэнфорд Марсалис уже давно сделал себе имя в музыкальном мире и имеет в своем жанре одни из самых высоких концертных гонораров. Его отец Эллис Марсалис - знаменитый джазовый пианист, с детства учивший джазу и сыновей. В итоге младший Уинтон заслужил статус одного из лучших в мире трубачей, да и двое других Марсалисов поднаторели: Джейсон стал барабанщиком, а Дельфийо лихо играет на тромбоне. Однако, дабы избежать чрезмерного влияния папы-гения, Брэнфорд предпочел уехать в Лос-Анджелес, чтобы посвятить себя любимым стилям боп и постбоп. А еще - поэкспериментировал в новых джазовых формах, чем приглянулся легендарному джазовому трубачу Майлзу Дэвису, который пригласил парня в свой ансамбль. Откуда артистичного и щедрого на импровизации Брэнфорда сманил Стинг. Именно саксофон Марсалиса звучит в знаменитом хите и клипе Englishman In New-York

- удивительную тему грусти и одиночества ведет именно он.

Человек по жизни очень уравновешенный, но часто разочаровывающийся в коллегах, Стинг нередко менял состав. Но Брэнфорду в нем долго места не находилось. Рок-звезда восхищалась глубоким и эмоциональным даром джазмена из Нового Орлеана, раскованно и чувственно игравшего на тенор- и альт-саксофонах. Кто бывал на концертах Стинга в Москве, наблюдал: знаменитый музыкант стоит на сцене, почти не реагируя на зал. Во время одних гастролей он объяснил обозревателю "РГ" причину: "Однажды в Лондоне я посмотрел на публику. У кого-то был смешной восхищенный взгляд, у кого-то не самый умный вид, поэтому я еле удержался от смеха. Теперь в зал - где бы ни выступал - я стараюсь вообще не смотреть..." Но у Брэнфорда, как человека джазового, настрой на концертах по определению более эмоциональный. Саксофон - инструмент, который всегда очень чутко передает настроение своего хозяина, без темперамента, огня, искреннего сопереживания музыки на нем играть нельзя - сразу появится фальшь...

"Я всегда пытался завести, разыграть Стинга, сбить его индифферентный настрой, - вспоминал Марсалис. - Для этого мы бросали на сцену ему под ноги тряпки, какой-то мусор, но он всегда был невозмутим. А однажды я сам играл за кулисами, а на сцену выпустил нашего тур-менеджера, белого. Одел его в лохмотья, а лицо и руки выкрасил темной краской - типа загримировал под себя... Стинг как раз объявлял состав, поднял глаза и увидел рядом с собой это "чудо" с саксофоном. Но снова не смутился и объявил: "На саксофоне играет Брэнфорд Марсалис..." Выгнал он меня только тогда, когда от куража я бросил в толпу его любимый пиджак, который поклонники сразу же порвали..."

В сольной карьере, которую Марсалис прерывал съемками в художественном кино (наиболее известны фильмы "Намного больше блюза" Спайка Ли, "Пристанище Евы" и "Тихушники"), он организовал собственный квартет. Его джаз - это симбиоз бопа, кул-джаза, импровизаций, смен настроений и ритмов. Порой в построения джаза вплетаются элементы блюза, а то и фламенко. Однако новый альбом, собранный из записей разных лет, уникальный: Марсалис играет классические произведения Игоря Стравинского, Мориса Равеля, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси очень близко к оригиналу.