Глава миссии ООН может стать персоной нон грата в Косово

В последнее время ситуация в Косово все больше напоминает театр абсурда. Албанские лидеры, уверенные во всемогуществе своих покровителей и собственной безнаказанности, договорились до того, что начали открыто угрожать ООН.

Комментируя недавние предложения Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по урегулированию ситуации в Косово, премьер края Хашим Тачи был непреклонен. Гуманитарным инициативам по защите сербского меньшинства он объявил категорическое "нет". А главе МООНК - миссии ООН - и вовсе грозит скорое объявление персоной нон грата за нелояльное поведение. "Мы никогда и ни при каких обстоятельствах не будем обсуждать с Белградом шесть пунктов, приведенных в послании Генсека ООН. По этим вопросам переговоры невозможны", - добавил Тачи.

Ответ на вопрос: "Что же так разозлило косовские власти?" найти несложно. Причиной гневной отповеди стали действия главы МООНК и спецпредставителя Генсека ООН Ламберто Занниера, который попытался выполнить хотя бы часть задач, формально возложенных на него международным мандатом.

30 июля Занниер провел переговоры с главой сербского министерства по делам Косово и Метохии Гораном Богдановичем по вопросам, обозначенным в послании Пан Ги Муна от 12 июня. Речь, в частности, шла о реформах полиции, системы правосудия, таможенной службы, о проблемах транспорта и телекоммуникаций, а также о защите культурных и церковных объектов. Многие православные храмы на территории Косово за прошедшее десятилетие были сожжены или серьезно повреждены вандалами, однако восстанавливать их Приштина вообще не планирует.

Но главное для властей Косово оказалось даже не в самом факте переговоров с Белградом, а в том, что представитель ООН впервые за многие годы попытался встать на сторону сербов, а не албанцев. Выступая перед косовской прессой по итогам переговоров в Сербии, Занниер неожиданно сообщил, что начались "тяжелые и деликатные обсуждения" возможности создания сербских полицейских структур с собственной командной вертикалью в рамках косовской полицейской службы. Глава МООНК также подчеркнул необходимость реформы таможенной службы. По его мнению, в Косово может быть применена модель, действующая в Гонконге: одна территория - две таможенные зоны. Аналогично следует реорганизовать и судебную систему.

Вытерпеть подобное посягательство на отвоеванную свободу и вседозволенность недавние лидеры Освободительной армии Косово, конечно, не смогли. Особенно возмущался назначенный накануне министром обороны независимого Косово бывший боевик и наркоторговец Фехми Муйота. 45-летнему полевому командиру по прозвищу Куби, которого в Сербии обвиняют в контрабанде оружия и наркотиков, похищении людей и создании частных тюрем, просто не могло прийти в голову, что кто-то может ограничивать его свободу. Ведь Муйоте уже сейчас прочат славу реформатора косовских вооруженных сил, которые должны будут окончательно заменить в крае международные миротворческие подразделения.

Праведный гнев косоваров, впрочем, не особо испугал Ламберто Занниера. В ответ на угрозы высылки тот напомнил зарвавшимся политикам в Приштине, что пока резолюция 1244 СБ ООН в силе, глава МООНК остается высшим должностным лицом в Косово, и его решения для местных властей носят обязательный характер. В довершение всего спецпредставитель Генсека ООН демонстративно обещал продолжить переговоры с Белградом в сентябре и ушел в отпуск.

Впрочем, в недавних предложениях Пан Ги Муна далеко не все так однозначно. Как уже неоднократно заявляли в Москве и Белграде, следовать нормам международного права нельзя лишь наполовину. Однако наряду с гуманитарными вопросами Генсек выступает за реконфигурацию миссии ООН в Косово и интеграцию в ее состав так называемой Миссии Европейского союза в области верховенства закона. Тем самым, по мнению МИД России, Пан Ги Мун не просто выходит за рамки своих полномочий, но и "прямо нарушает резолюцию 1244, чем наносит ущерб авторитету Совета Безопасности и организации в целом".