Грузия и Южная Осетия перешли к полномасштабным боевым действиям

В  Грузии началась гражданская война. Грузины целятся в осетинов, осетины - в грузин. Только вот войны в классическом смысле, где существует линия фронта, явно не будет. Слишком сильно на территории Южной Осетии перемешаны грузинские и осетинские села.

И все же за последние двое суток враждующие стороны явно перешли от тактики мелких стычек с применением стрелкового оружия к полномасштабным боевым действиям. В ход пошли танки, БМП и даже крупнокалиберные орудия.

В отдельных южноосетинских селах уже разрушено до 20 процентов всех построек. Видимо, в них просто никого не было - эвакуация из Южной в Северную Осетию последнюю неделю шла полным ходом.

Кто начал стрелять первым, уже не так важно. Сейчас куда больше интересует другое - когда прекратятся обстрелы и сколько окажется жертв с обеих сторон. В том, что победителя так и не удастся в итоге выявить, практически нет сомнений.

Каждая из сторон выдвигает свою версию происходившего за последние два дня. Сообщения о первых интенсивных боях стали поступать в ночь со среды на четверг. В центре внимания военных оказалась Присская высота. Одни говорят, что пытались ее захватить. Другие, что выбивали оттуда захватчиков. Однако сведения о потерях сторон весьма скудные.

При этом складывается впечатление, что для начала боевых действий грузинские военные решили расчистить себе площадку. То есть стереть с лица земли близлежащие села. Возможно, для того, чтобы наконец можно было бы прочертить стандартную линию фронта и окопаться. Возможно, на годы.

Как бы там ни было, но пока от обстрелов действительно страдают в основном поселковые постройки и мирные жители. Руководство Южной Осетии сообщило, что есть убитые и раненые в селах Прис, Дменис и Сарабук. В южноосетинских больницах находится порядка двадцати человек с огнестрельными и осколочными ранениями. В Тбилиси же заявляют об обстрелах грузинских сел Эредви, Приси, Авневи, Двани и Нули. О раненых и жертвах в этих населенных пунктах ничего не сообщается. Тем временем в зоне конфликта продолжают оставаться Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ). Порой им еще удается хотя бы на время остановить обстрелы. Но спустя часы, а иногда даже минуты боевые действия возобновляются. Доклады международных наблюдателей, в том числе от миссии ОБСЕ, все больше становятся похожими на сводки с линии фронта. Если в первые часы в них говорилось о "перестрелках с применением гранатометов, стрелкового и автоматического оружия", то затем речь уже шла о "столкновениях между грузинской и осетинской сторонами". А под утро появились данные о том, что грузинская сторона ведет огонь из БМП и ствольной артиллерии.

Параллельно не дремала разведка. У осетин - наземная. У грузин - воздушная. Представители ССПМ сообщили, что только за ночь с 6 на 7 августа наблюдательные посты зафиксировали восемь незаконных пролетов летательных аппаратов: пять раз пролетал Су-25, а затем еще три - беспилотный самолет-разведчик.

О чем докладывали военные грузинскому руководству, в Тбилиси пока молчат. Руководство Южной Осетии избрало другую тактику. Выслушав доклады своей разведки и сделав определенные выводы, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты решил тут же поделиться ими с журналистами: "Разведка обнаружила около 20 грузинских танков и большое количество других орудий". Из этого был сделан следующий вывод: "Происходит молчаливая аннексия территории Южной Осетии. Эти попытки мы прекратим".

"Идет подготовка к большой агрессии", - согласен с президентом секретарь Совета безопасности непризнанной республики Южная Осетия Анатолий Баранкевич. По его данным, Грузия выдвигает в сторону Цхинвали механизированный батальон 5-й бригады: "Батальон сейчас грузится на эшелон. Другие части и подразделения приводятся в состояние боевой готовности".

В том, что Грузия за последние несколько лет значительно укрепила свою военную мощь, сомнений нет. Помогали в этом Тбилиси многие. Украина - новым вооружением. США - военными инструкторами, которые в Грузии уже обучили несколько батальонов "коммандос". Не стоит забывать и про порядка трех тысяч грузинских солдат, которые прошли школу войны в Афганистане и Ираке. Не исключено, что именно их, обстрелянных и хорошо обученных, Тбилиси первым делом бросит в бой.

У Южной Осетии армия куда скромнее. Однако у Цхинвали все же есть несколько сильных козырей. Во-первых, военные эксперты уверены в том, что грузинской армии в условиях гористой местности вряд ли удастся вести успешные наступательные бои. "Они требуют значительного превосходства для атакующих в технике и вооружении. Особенно это касается ситуации, когда бой ведется в горах", - считает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. А такого значительного превосходства у Грузии нет.

Во-вторых, по словам Баранкевича, как только в Южной Осетии начнутся широкомасштабные боевые действия, а они фактически уже начались, то Абхазия объявит о наступлении на грузинские позиции со своей стороны. Иными словами, откроет второй фронт. Если это правда, то к войне на два фронта Грузия точно не готова.

Впрочем, в российском МИД все еще надеются на то, что войну удастся "убить" дипломатическим оружием. "В сложившейся ситуации Россия - объективный, конструктивный и ответственный посредник. Мы делаем все возможное для того, чтобы возобновить переговорный процесс с целью окончательного урегулирования конфликта", - заявил корреспонденту "РГ" заместитель официального представителя МИД России Борис Малахов. Известно, что 6 августа с президентом Кокойты по телефону говорил статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

Практически сразу после этого телефонного разговора в Тбилиси отправился российский посол по особым поручениям Юрий Попов. Запланированные на четверг грузино-южноосетинские переговоры так и не состоялись. В Цхинвали, заявляя, что почти готовы к встрече, уверены: результата можно добиться только в рамках СКК. Москва же ждет первых результатов от "челночной дипломатии". И рассчитывает, что Попову все же удастся вернуть враждующие стороны за стол переговоров.

И, похоже, российский дипломат совершил невозможное. "Нам удалось достичь договоренности о том, что в пятницу, предположительно в 13.00, состоится встреча при посредничестве Российской Федерации", - сообщил Попов. Он также отметил, что переговоры между представителями Грузии и Южной Осетии состоятся не в рамках СКК, "но при этом СКК является единственным форматом переговоров".

А вечером президент Грузии Михаил Саакашвили обратился с телеобращением к нации. В нем он заявил, что отдал приказ подразделениям полиции и грузинского миротворческого батальона "не отвечать на стрельбу, которую ведут в зоне конфликта югоосетинские вооруженные формирования". Кроме того, Саакашвили объявил, что в Тбилиси "готовы предоставить Южной Осетии неограниченную автономию в составе Грузии", "которая должна соответствовать европейским стандартам". Поверит ли Цхинвали очередным обещаниям Саакашвили?

Компетентно

Григорий Карасин, секретарь - замглавы МИД России:

- Складывается впечатление, что в Тбилиси эмоции снова берут верх над разумом, теряются важные смысловые звенья в цепи мирного урегулирования конфликта. Отсюда ложные обвинения России в том, что она якобы утратила роль содействующей стороны, циничные попытки слепить из нас образ главного виновника кризиса. Обвинения в адрес России и ее представителей кощунственны и несправедливы. Наши миротворцы остаются единственным твердым гарантом мира и добросовестно выполняют свои обязанности. Ситуация достигла опаснейшей черты. Нужны немедленные действия с целью разрядки создавшейся напряженности.