В Выборге открывается кинофестиваль "Окно в Европу"

Накануне с президентом фестиваля "Окно в Европу" Арменом Медведевым встретился и побеседовал корреспондент "РГ".

Российская газета: У вашего фестиваля, по российским меркам, уже довольно длинная кредитная история... Полтора десятка лет, что ни говори, целая эпоха в кино. Да и в жизни - тоже. "Окно в Европу" имеет свое лицо, свои традиции и свою нишу в национальном фестивальном движении. Будет ли что-то новое на сей раз в его организации и стилистике?

Армен Медведев: Всякий фестиваль хорош устойчивостью традиций, привычных свойств, известных ритуалов и твердых правил. Ни одну из своих традиций мы не отменили. Будет "Выборгский счет" - отдельный конкурс наиболее замеченных в этом сезоне на других фестивалях российских фильмов. Будут деловые и интеллектуальные "круглые столы" кинематографистов по актуальным вопросам кинопроизводства и кинопроката. Будут праздники по случаю юбилеев известных фильмов... Но и без обновлений, без обретений новых элементов обойтись нельзя. На сей раз мы придумали и построили рядом с "Выборг-палас" - основным местом проведения фестивальных мероприятий - сборный кинотеатр. Это своего рода "киновремянка".

РГ: Кинотеатр-шапито?

Медведев: Мы его так и назвали - "Шапито". Там будет показываться все, что связано с дисками как носителями - документальное кино, анимация, киноэссеистика... Стало быть, и эти программы можно сделать предельно насыщенными, объемными, и освобождается пространство для конкурса в "Паласе".

РГ: Насколько высок уровень основного конкурса?

Медведев: Некоторым достижением можно считать, что у нас будет 12 премьерных фильмов, нигде не засвеченных.

РГ: Ну, это можно было бы счесть подвигом еще пару лет назад, когда наша киноиндустрия едва выжимала из себя с десяток более или менее достойных в профессиональном отношении картин. А теперь?

Медведев: Не мне судить, но у нас отобралась вполне приличная программа. Хотя бы по именам. Будут представлены отец и сын Говорухины. Первый покажет свою новую картину "Пассажирка" по Станюковичу. Второй дебютирует в художественном кинематографе фильмом "Никто, кроме нас". Это картина с элементами автобиографии, с чеченской фактурой. Кроме того: Тигран Кеосаян с картиной "Мираж", Янковский Филипп с картиной "Каменная баба", Светлана Дружинина с очередным "дворцовым переворотом", который называется "Виват, Анна Иоанновна!" В главной роли - Инна Чурикова, что уже само по себе - художественное событие. Выборжане увидят также фильм "Вареники с вишнями" Александра Хвана, режиссера давно ничего не снимавшего. Режиссера, к слову сказать, в начале 90-х подававшего большие надежды.

РГ: Кто из дебютантов помимо Сергея Говорухина на этот раз подает надежды?

Медведев: Да они все - каждый по своему - интересны. Каждому есть что сказать: и Ольге Дарфи с "Калейдоскопом", и документалистке Галине Евтушенко, рискнувшей высказаться в картине "Новые времена, биржа недвижимости" об августе 91-го, о том как разные люди по-разному себя тогда проявляли, и Александру Кириенко с фильмом "Иллюзия страха".

РГ: Что обещает "Выборгский счет"?

Медведев: Все, что было заметного. Все картины, что стали предметом споров и раздоров в среде кинокритиков: и "Пленный" Алексея Учителя, и "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, и "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, и "Шультес" Бакура Бакурадзе, и "Однажды в провинции" Кати Шагаловой. Для спецпоказа предоставили свои новые картины Петр Тодоровский "Рио-Рита" и Юрий Грымов - "Чужие".

РГ: На вашем фестивале всегда отдельная "песня" - это юбилеи любимых народом картин.

Медведев: Думаю, на этот раз "песня" будет богата разнообразными мотивами и интересными людьми. Людмила Марковна Гурченко собирается к нам, чтобы отметить 30-летие "Пяти вечеров". Александр Сокуров выступит с программой, которую мы посвящаем 100-летию русского кино и 90-летию "Ленфильма". В ней - его документальный фильм "Квартира Козинцева" и первый его игровой фильм, достаточно многострадальный - "Одинокий голос человека". Событием обещает стать чествование такого юбиляра, как фильм "Мы из джаза". На него приедут Лариса Долина, Александр Панкратов-Черный и другие создатели картины во главе с Кареном Шахназаровым. Отметим еще с помощью Гарика Бардина и при его непосредственном участии 10-летие "Чучи".

РГ: Несколько лет назад вы завели хорошую традицию: презентовать проекты, которые еще не окончены по разным причинам. Будут ли в этом году такого рода представления?

Медведев: Да, разумеется. Председатель нашего игрового жюри Вера Сторожева расскажет о своем новом замысле. Рабочее название "Скоро весна". Алексей Герман-младший предложит вниманию публики проект своего нового фильма.

РГ: Того самого, что включен в конкурсную программу Венецианского фестиваля?

Медведев: Да, тот самый "Бумажный солдат". Состоится разговор о фильме, о его замысле, может быть, о логике его появления вслед за "Гарпастумом". Но при этом хочу подчеркнуть, что сам фильм в Выборге до премьеры его в Венеции не будет показан - таковы жесткие правила международного фестиваля. И мы к ним относимся с пониманием и уважением. В качестве предпремьеры в российском прокате мы представим новый фильм Хржановского-старшего "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину". Это такое очень авторское эссе об Иосифе Бродском. Когда-то Андрей на нашем фестивале представлял его как проект. Теперь это будет внеконкурсный спецпоказ.

РГ: Не изменилась ли концепция фестиваля, который с самого начала позиционировал себя как некурортный, как более деловой в отличие от "Кинотавра"?

Медведев: Общая концепция остается нетленной: дать как можно более полную картину тенденций в отечественном кинематографе. Важно, чтобы фестивальный смотр стал бы репрезентативным срезом нашего кинематографа в определенной исторической точке своего развития. А именно в 2008 году ХХI столетия. Если говорить о лично моих предварительных ощущениях, то могу сказать, что я заметил в общем и в целом. Меняется интонационный строй российских фильмов; это более открытая, более доверительная интонация разговора автора со зрителем. Видно, что создатели фильмов "переели" жанровые клише, которые они черпали без устали в голливудском и европейском кино.

РГ: А как ваши ощущения: происходят какие-то изменения к фестивалю со стороны кинематографистов?

Медведев: Тут вот что важно прежде всего отметить. Фестивали в ситуации раздрая, распада кинематографического сообщества, все-таки - оазисы общения, взаимопонимания, обмена впечатлениями, наблюдениями и просто дружбы. Ведь все другие форматы "братания" кинематографистов почти умерли. Нет семинаров, симпозиумов. Союз кинематографистов существует теоретически. И Выборг в этой ситуации - идеальная площадка возобновления разговоров "за жизнь", "за искусство", "за кинематограф". Едут известные кинематографисты к нам охотно, просятся, хотят посмотреть, побыть... И не так много фестивалей, которые эту среду профессионального единения предоставляют.

РГ: Этот год лично для вас, Армен Николаевич, юбилейный. Вас чествовали на "Кинотавре". Что чувствовали?

Медведев: Тут я услышал в каком-то фильме рассуждения на тему: лет-то много, организм стареет, а мысли, как у пацана. Вот что-то вроде этого и чувствую. Тебе 70 лет, а все было будто вчера. Самое приятное, что я услышал на юбилее то, что сказал Рязанов. Смотрите, сколько разных людей он собрал. Мне это особенно лестно. Собственно Выборгский фестиваль, Фонд Ролана Быкова - это возможность продолжать то, что я и делал всю свою уже не маленькую жизнь.

РГ: Перспектива, как это кажется со стороны, безоблачна?

Медведев: Сегодня я бы этого не сказал. К сожалению, в нервной обстановке начинается Выборг. И об этом считаю нужным прямо сказать. Здание, в котором мы беседуем, - здесь не только фонд, здесь кинотеатр "Ролан", уже снискавший популярность в Москве и на базе которого идет вся подготовительная работа к фестивалю, здесь прокатная компания "Парадиз", которая продюсирует его, - сейчас находится под угрозой отъема. Схема выживания у нас примерно такая же, как и в ситуации Дома актера. Росимущество считает, что наш дом эксплуатируется неправильно. Здесь, мол, много арендаторов. Хотя, когда давались нам эти площади, все прекрасно знали, что без арендаторов фонд просто не сможет выжить. И хотя нас в конфликте поддерживают и президент действующий, и президент, который стал премьер-министром, нижестоящие начальники не реагируют. Видимо, кому-то наше здание сильно приглянулось. Видно, претендент - очень серьезная организация. Запущен судебный механизм. Что будет дальше, не берусь предсказать. Если нас отсюда выкинут, это по сути будет означать ликвидацию фонда, а с ним скорее всего придется прикрыть "Окно в Европу".