Солженицын сам выбрал музыку, провожавшую его в последний путь

Удивительная строгость и величественная простота сопровождали все дни прощания с Александром Исаевичем Солженицыным.

В день отпевания и похорон в Донском монастыре звучали церковные песнопения и военная музыка духового оркестра. Когда отгремел салют, оркестр заиграл пронзительную мелодию, прозрачные, торжественные и щемящие звуки старого русского духовного гимна. Это была воля самого писателя, чтобы над его гробом не произносили никаких речей. Главным словам о Солженицыне еще только предстоит родиться. Пока же мы прощались с ним в Донском монастыре, над гробом тихо звучал старинный русский гимн "Коль славен наш Господь в Сионе", который имеет еще одно неофициальное название - "Песня Ангелов".

Удивительно глубокая и мудрая, и в то же время гордая и проникновенная мелодия сочетается со словами, в которых звучит благодарение Господу, чья сила и величие видны даже в самой малой былинке. В "Коль славен наш Господь в Сионе" почти нет грусти и печали - Александр Исаевич не боялся смерти, зная, что ею не оканчивается его духовный путь. По музыкальному жанру эта композиция - гимн, высокий гимн духу, Богу и Вечной Жизни. Написанный выдающимся русским композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским в последнее десятилетие XVIII века, вплоть до 1830 года, когда на смену ему явился гимн Жуковского и Львова "Боже, царя храни", он был главным российским гимном и пелся повсеместно.

Диапазон творчества Бортнянского был огромен - от "Гатчинского марша" для военных учений до оперы "Сокол". Но из всего наследия композитора выделяются три прекрасных духовных гимна - "Предвечный и необходимый" на слова Ю.А. Нелединского-Мелецкого, "Гимн Спасителю" на слова Д.И. Хвостова и "Коль славен наш Господь в Сионе" на слова М.М. Хераскова. Ни время, ни обстоятельства его создания не известны. Предполагают, что он был написан между 1790 и 1801 гг. Автор слов к нему - знаменитый русский поэт и драматург Михаил Херасков познакомился с Бортнянским, скорее всего, в семье графа Строганова, который при Павле I был президентом Академии художеств. Херасков посвятил композитору несколько стихотворений. Оба они принадлежали кругу масонов.

В отличие от военного и громозвучного "Грома победы", "Коль славен..." своей теплотой и хрустальным звуком, создавал настроение возвышенное и приподнятое. Он создан на основе церковных, украинских и русских народных напевов, в трехдольном ритме (3/4) и исполнялся в медленном темпе. Исследователи отмечали общую интонационную близость к некоторым голосам Большого знаменного распева.

Гимн стал любимым и популярным среди народа. Как "священную песнь", его исполняли и русские масоны в начале заседаний своих лож. "Коль славен..." входил в ритуал производства юнкеров в офицеры, и в ритуал "зори", и "спуска флага с церемонией", когда он звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов "на молитву, шапки долой!", марша полка и перед молитвой "Отче наш".

"Коль славен..." же был всеобщим национальным духовным гимном России шестьдесят один год, с 1856 г. по октябрь 1917 г., главная башня Московского Кремля - Спасская тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского, ежедневно в 15 и 21 час. (В 12 и 18 часов оттуда разносились звуки "Преображенского марша".) Это была одна из самых любимых песен и в годы Первой мировой войны, накануне революции.

Возможно, Александр Исаевич впервые услышал этот гимн еще в те далекие годы. Он писал в воспоминаниях: "Отец мой, студент филологического отделения Московского университета, не окончил курса, так как пошел добровольцем на войну 1914 года, стал офицером на германском фронте, провоевал всю войну и умер еще летом 1918 года, за полгода до моего рождения. Воспитывала меня мать..." Возможно, вдова офицера пела маленькому сыну этот духовный гимн, столь уважаемый в среде офицерства, перед сном.

А возможно, он услышал его позднее - уже в вынужденной эмиграции, начавшейся с 1974 года. Ведь в среде эмигрантов из России эта музыка и стихи по-прежнему оставались духовным гимном и памятью о родине...

Теперь этот гимн "Коль славен наш Господь в Сионе" узнают те, кто его еще не слышал. И, возможно, он и им тоже даст силу, веру и обретение ответов на многие духовные вопросы.

Нравственно-христианский дух, который столь мощно разливается в этом красивейшем русском гимне, - не стал ли и он частью того духовного завещания, которое Александр Исаевич и после смерти продолжает творить для нас?

Дословно

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык.

Велик он в небесах на троне,

В былинках на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен,

В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунный

В себе изображает нам;

Псалтырью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам.

Прими от нас благодаренье,

Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,

Ты любишь, Боже, нас как чад,

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град.

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Твоей питаешь.

О Боже, во твое селенье

Да внидут наши голоса,

И взыдет наше умиленье

К тебе, как утрення роса!

Тебе в сердцах алтарь поставим,

Тебе, Господь, поем и славим!