Попасть за решетку сроком до 15 суток теперь станет гораздо легче. Первый заместитель министра внутренних дел Михаил Суходольский заявил, что милицейское ведомство должно расширить практику административных арестов - для предупреждения уличной преступности.
Корреспонденту "Российской газеты" в МВД рассказали, что видят прямую связь между ростом мелкого хулиганства и практическим отказом от такого наказания, как, например, арест на 15 суток. Стали меньше сажать - количество безобразий на улицах резко подскочило.
В советское время милиция не стеснялась отправлять на "отдых" иных героев улицы. Бессмертная комедия о новых приключениях Шурика дала целый пласт понятий и терминов, а главное - проиллюстрировала сам процесс перевоспитания "тунеядцев, хулиганов и алкоголиков". Милиция готова реанимировать этот опыт прошлого.
Кстати, в МВД вовсе не считают, что необходимо ужесточать законодательство. Просто надо чаще им пользоваться. Например, если перед милиционером стоит дилемма - оштрафовать нарушителя или добиться в суде его административного ареста, то чаша сомнений должна склониться в сторону ареста. В воспитательных, разумеется, целях: одно дело, когда дебошир и хулиган уверены, что всегда смогут откупиться, другое - когда за "баловство" придется посидеть в кутузке. А то и подметать улицы или убирать свалки. С другой стороны, как иначе можно приструнить, например, хронического алкоголика или разбушевавшегося дебошира, у которых нет денег на штраф?
В МВД надеются, что такая перспектива резко снизит количество так называемых мелких правонарушений, от которых люди страдают чаще всего.
Например, приставание в пьяном виде к прохожим, драка, вызванная, так сказать, неприязненными отношениями, битье стекол в домах или автомобилях, даже простое появление в непотребном хмельном виде в общественном месте вполне может окончиться двухнедельной отсидкой.
За какие административные проступки человек может оказаться в камере?
Например, можно арестовать наркомана - за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Милицейские патрули смогут собирать по подъездам богатый "урожай" обкурившихся тинейджеров.
Арестуют за неповиновение милиционеру или военнослужащему, которые, так сказать, находятся при исполнении и охраняют общественный порядок. То есть не надо пытаться прорваться, например, сквозь милицей ское оцепление на демонстрации или, скажем, рок-концерте. Или категорически отказываться предъявить патрулю свои документы. Но чаще всего, считают в МВД, лишать ненадолго свободы станут обезумевших футбольных фанатов, устраивающих драки не только друг с другом, но и с милиционерами и солдатами внутренних войск.
Очень не рекомендуется нарушать правила посетителям тюремных заведений - приносить зэкам что-то запрещенное.
Рискуют новой отсидкой и бывшие зэки, не выполняющие обязанности, наложенные на них судом. Скажем, забывающие отмечаться в милиции. Это, кстати, один из инструментов административного надзора над теми, кто на воле возобновляет криминальные связи.
Имеют право посадить и за несанкционированный митинг, пикет или демонстрацию. Правда, в Административном кодексе есть оговорка: если вы решили митинговать неподалеку от ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов. То есть ваше собрание угрожает окружающей среде.
Арестовать могут за демонстрирование фашистской атрибутики или символики. Возможно, сотрудникам милиции этот пункт Административного кодекса надо особо напомнить, чтобы у них был стимул задерживать доморощенных "наци", даже если те ведут себя вполне тихо.
Положен арест и за блокирование транспортных коммуникаций. Получается, обманутые вкладчики, перекрывающие трассы, вполне могут оказаться за решеткой. Имеют право арестовать за нарушение требований режима чрезвычайного положения,
Что важно, административный арест не влечет за собой судимости и не может служить основанием для увольнения с работы.
Какова законная процедура административного ареста? Назначает его районный или городской суд. Милиция выполняет постановление судьи немедленно: как только задержанному определяют количество суток для отсидки, его прямо из зала суда доставляют в спецприемник или изолятор временного содержания. Это - не тюрьма или зона в привычном понимании. И не камера предварительного заключения, в просторечье - "обезьянник", имеющаяся в каждом отделении. Спецприемник - это нечто вроде гауптвахты в армии: есть камеры с замками, но условия содержания и обращение более, так сказать, демократичные. И охраняют арестантов милиционеры, а не бойцы минюста.
Арестованных фотографируют и берут отпечатки пальцев. Они обязательно проходят медицинский осмотр, больным оказывают необходимую помощь.
Их должны обеспечить спальными местами и постельными принадлежностями.
"Сидельцам" разрешено получать передачи. Есть целый список разрешенного количества продуктов, предметов первой необходимости, обуви и одежды. Распорядок дня допускает и ежедневную часовую прогулку по внутренней территории.
Таким суровым образом не могут наказать только беременных женщин, женщин, имеющих детей до 12 лет, несовершеннолетних - кому не исполнилось 18 лет, и инвалидов первой и второй групп. Кстати, в МВД полагают, что можно было бы смягчить этот перечень. Скажем, не арестовывать женщин старше 55 лет и мужчин, достигших 60 лет. Возможно, не стоит подвергать такому наказанию людей, имеющих высокие правительственные награды, ветеранов.