21.07.2008 04:00
    Поделиться

    Саакашвили объявил Грузию европейским флагманом в регионе

    В конце прошлой недели президент Грузии Михаил Саакашвили сообщил грузинскому народу хорошую, с его точки зрения, новость. Оказывается, именно на вверенной ему территории решается судьба нового европейского порядка. При этом сам Саакашвили явно не понял, насколько опасны для Грузии его революционные умозаключения.

    Свою новую теорию грузинский лидер озвучил после встречи с главой МИД ФРГ Франком-Вальтером Штайнмайером. Немецкий дипломат гостил сначала в Тбилиси, а затем и в Батуми 17 июля. На следующий день он встретился с абхазским лидером Сергеем Багапшем. А уже вечером того же дня был в Москве, где поделился впечатлениями об увиденном и услышанном на Кавказе с президентом России Дмитрием Медведевым.

    О том, что Германия намерена попытаться сыграть роль главного миротворца в грузино-абхазском конфликте, стало известно еще 12 июля, когда для подготовки визита Штайнмайера в Тбилиси и Сухуми летал уполномоченный МИД ФРГ по вопросам Кавказа Ганс-Дитер Лукас. Уже на следующий день появилась информация о том, что в Берлине разрабатывается новый план грузино-абхазского урегулирования. "Обкатывал" свою инициативу Штайнмайер на главе МИД России Сергее Лаврове и госсекретаре США Кондолизе Райс, с которыми накануне поездки на Кавказ он общался по телефону.

    Трехэтапный план Германии предусматривает: во-первых, решение вопросов безопасности, то есть Грузия должна официально объявить об отказе от применения силы, во-вторых, экономическое восстановление непризнанной республики и возвращение грузинских беженцев в Гальский район Абхазии, в-третьих, определение статуса Абхазии.

    Саакашвили план Штайнмайера, видимо, приглянулся. Особенно та его часть, где упоминается о возвращении беженцев. Ведь именно об этом говорил грузинский президент в своих предвыборных выступлениях. Багапш, в свою очередь, вполне предсказуемо отверг инициативу Берлина в категоричной форме. "Пункты о возвращении беженцев и об определении политического статуса Абхазии в составе грузинского государства для нас неприемлемы", - заявил абхазский лидер. И пояснил, что возвращение беженцев до окончательной нормализации обстановки может лишь привести к новому кровопролитию. А статус Абхазии, напомнил Багапш, уже давно определен абхазским народом: "Абхазия - независимое государство".

    Трудно поверить в то, что для Штайнмайера мнение абхазской стороны стало неожиданностью. Так зачем предлагать план, который заранее обречен на провал? Этот вопрос, видимо, мучил и Михаила Саакашвили. Для чего в действительности главный немецкий дипломат приезжал на Кавказ? Для себя грузинский лидер нашел ответ, который, как обычно, ставил грузин впереди планеты всей. "Именно у нас, здесь, в Грузии, решается судьба нового европейского мирового порядка. У Грузии - значительная миссия в регионе. Она стала флагманом",- заявил Саакашвили журналистам после встречи с Штайнмайером.

    Предположим, что на этот раз выводы грузинского лидера основываются на достоверных данных из проверенных источников. Тогда о каком новом европейском миропорядке говорит Саакашвили? Что нового в последнее время произошло в Европе, что могло бы дать повод для столь далеко идущих выводов? Есть только один ответ на эти вопросы. Случилось Косово.

    В действительности, если продолжить логическую цепочку, предложенную Саакашвили, можно провести много параллелей между тем, что происходило в Европе в целом и Сербии в частности до одностороннего провозглашения Косово своей независимости, и тем, что сейчас происходит на Кавказе. Прилетев в Тбилиси, к примеру, Штайнмайер заявил, что на фоне многократных инцидентов с применением силы международное сообщество охватила тревога. Речь больше не может идти, продолжил немецкий дипломат, о замороженном конфликте: "Было бы безответственно сложа руки смотреть на дальнейшее обострение конфликта". Примерно то же самое говорили многие европейские политики, пытаясь убедить весь мир и самих себя в том, что провозглашение независимости Косово - единственный цивилизованный выход из тупиковой ситуации на Балканах.

    Если опять же держать в голове теорию Саакашвили, то и между планом Ахтисаари, который был взят за основу при отделении Косово от Сербии, и немецким вариантом урегулирования грузино-абхазского конфликта есть много общего. В обоих случаях говорится о судьбе беженцев, необходимости определиться с политическим статусом и о экономическом восстановлении.

    Неужели, говоря о том, что сейчас решается судьба нового европейского миропорядка, Саакашвили имел в виду, что именно на Грузии Европа вместе с США решила во второй раз опробовать косовский сценарий. Если его опять удастся реализовать, тогда действительно можно будет констатировать - новый миропорядок окончательно утвержден.

    Впрочем, в Москве, очевидно, нашли другой ответ на вопрос, зачем Штайнмайер ездил на Кавказ. После встречи Дмитрия Медведева с немецким дипломатом пресс-служба Кремля распространила сообщение, в котором, в частности, говорится: "Единственный выход в сложившейся ситуации - принятие совместных документов с обязательствами о неприменении силы и гарантиями безопасности и вывод грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья. Только такие шаги позволят разблокировать переговорный процесс между Сухуми и Тбилиси. Чем быстрее это будет реализовано, тем больше будет шансов для решения других сложных и чувствительных аспектов грузино-абхазского урегулирования". Опять, как и до провозглашения независимости Косово, Россия настаивает на продолжении переговоров. А флагманы должны стоять в тихой гавани.

    Поделиться