Возможно, уже на этой неделе мы узнаем подробности антиинфляционного плана, который, по сведениям из официальных источников, уже внесен в правительство. Вот только хочу предупредить - не ждите от него моментального результата.
Инфляция, которая зашкаливает за 10 процентов в год, считается тяжелым заболеванием. И какими-то разовыми "примочками" справиться с этой застарелой глубокой болезнью в течение двух-трех месяцев, к сожалению, нельзя. У нас уже не осталось шагов, сделав которые сегодня, можно получить эффект завтра. Тем не менее у нас нет и другого выхода, как приступать к лечению. Но это может растянуться даже не на один год.
Сейчас крайне важно правильно оценить масштаб проблемы и адекватно выстроить план действий. Что нам показывает диагностика? В чем корни причины того, что у нас происходит. Их, конечно, много. Было бы очень просто объяснить все, допустим, только быстрым ростом бюджетных расходов и денежной массы. Но это только одна из причин, причем не основная. Можно сказать, что у нас монополизированная экономика - от микрорынков в торговле и поставки продовольствия до целых отраслей. Верно, есть и такая проблема, но и она не единственная. Не сбросишь со счетов и влияние внешних факторов, тех кризисных явлений на мировых продовольственных и финансовых рынках. Все это тоже подогревает инфляцию, которая через импортируемые товары и услуги проникает в Россию.
Так что, как видим, курс лечения должен быть комплексным и взаимоувязанным. И не только экономическим, но и социальным. Необходимо позаботиться о защите населения. Потому что инфляция, которая превышает 10 процентов, реально отражается на уровне жизни не только малообеспеченных людей. Ареал поражения значительно расширен.
Инфляция, к сожалению, становится неотъемлемой частью нашей будничной жизни. Опросы показывают, что даже люди со средним достатком начали испытывать трудности с поддержанием достигнутого ими уровня жизни. И это чувство неудовлетворенности, раздражения широких масс населения - очень тревожащий факт. И он, безусловно, требует адекватного выстраивания экономической и социальной политики.
Если мы говорим о финансово-экономическом пакете антиинфляционных мер, то здесь очень важна разумная бюджетная стратегия. Однако ни в коем случае нельзя повторять старую ошибку, когда сокращали или сдерживали рост бюджетных расходов в основном за счет социальных расходов. У нас есть другие траты, нуждающиеся в серьезной корректировке. Это, конечно, гос инвестиции, которые надо очень аккуратно и внимательно пересмотреть, протестировать на эффективность. Например, премьер-министр говорил о расходах на оборону, что очень правильно, потому что сейчас в основном они тратятся на проедание. А расходы на оборону должны идти на развитие. Это предполагает совершенно другие методы и подходы к этой сфере, очень тонкой и очень важной. Наверное, стоит провести ревизию и содержания государственного аппарата. У нас сейчас чиновников больше, чем было в Советском Союзе в конце 1980-х годов. Конечно, они должны получать достойную зарплату. Но сегодня государство имеет слишком много функций и в экономике, и в общественной жизни. Поэтому оно тратит столько денег на свое содержание, причем не только на федеральном, но и на региональном уровне. Еще есть целый ряд вопросов, над которыми, видимо, стоит задуматься.
Что касается создания честной конкурентной среды в экономике, то эта часть антиинфляционной программы должна быть рассчитана не только на какой-то период, а навсегда. Вопрос нельзя снимать с повестки дня при любом нашем экономическом действии. Хотим что-то сделать, давайте сначала подумаем, как это отразится на конкуренции. Иначе у нас будет продолжаться нынешняя ситуация, когда, например, рост цен на молоко в России в разы выше, чем в Западной Европе.
И, конечно, надо стимулировать людей сберегать деньги, а не только тратить. Без этого через пару-тройку лет мы можем получить резкий обвал объемов розничной торговли, особенно промышленными товарами. Сбережений нет, текущие доходы себя исчерпают, и в результате людям просто не с чем будет пойти в магазин, чтобы купить одежду, бытовую технику. Понятно, что сейчас значительная часть сбережений съедается инфляцией. Надо думать, как поддержать население. Может быть, даже субсидировать процентные ставки, чтобы они хотя бы в банках были не ниже инфляции. Надо, видимо, также стимулировать активность граждан на рынках недвижимости и земли, чтобы люди туда вкладывали заработанные деньги, а не несли их в магазины. Ведь через несколько лет они принесут прибыль.
И, наконец, социальный блок. Если борьба с инфляцией будет выстроена широким фронтом, то она, безусловно, принесет результат. Но, как я уже говорил, через 2-3 года, не раньше. Однако значительная часть нашего населения может просто не выдержать столь длительного инфляционного пресса. Поэтому нужны программы социальной помощи. Причем здесь вопрос идет не только об индексации пенсий и увеличении заработной платы бюджетников, что сейчас, кстати, делается. В дополнение к этому в каждом регионе, в каждом городе и поселке необходимо составить реестры тех людей, кто наиболее сильно пострадал от инфляции. И оказывать им конкретную адресную помощь. Это могут быть продуктовые талоны, денежные выплаты, оказание услуг по льготной цене. Главное, чтобы каждый человек, который оказался в сложной жизненной ситуации из-за инфляции, уже в самое ближайшее время мог получить социальную поддержку. Тогда уровень социального напряжения начнет понемногу спадать.
На этом фоне, кстати, легче будет проводить финансово-экономическое наступление на инфляцию, избежать поспешных решений. В первую очередь я имею в виду предложения ввести госрегулирование на социально значимые товары. Некоторым образом мы пытались это сделать в прошлом году, когда власть "рекомендовала" крупным производителям продуктов питания и торговым сетям заморозить цены. Да, их рост удалось немного придержать. Но потом они свое взяли, даже больше. В условиях рыночной экономики, когда у нас частная торговля, частный производитель, всякого рода заморозки и прямое регулирование приводят только к обратному результату. Появляется дефицит, повышаются цены на те продукты, которые не охвачены заморозкой.
Не даст необходимого эффекта и программа помощи бедным, если она будет проводиться на федеральном уровне. А такая идея есть. Но это тоже очень поспешный шаг. Потому что из Москвы, какие бы выверенные критерии мы ни определили для всей страны, все равно не сможем адресно помочь людям в конкретных регионах. Где-то про каких-то людей точно забудем, а где-то, наоборот, поможем тем, кто не очень-то нуждается. Особо хочу подчеркнуть: это как раз проблема региональная, муниципальная, это проблема подхода к каждому конкретному человеку. А федеральные акции, рассчитанные на среднестатистического бедняка, приведут только к еще большей растрате бюджетных средств. И в конечном счете это не даст нужного эффекта, а только усилит недовольство людей.