01.07.2008 03:00
    Поделиться

    К 2020 году энергоемкость ВВП должна сократиться на 40 процентов

    В июне президент России Дмитрий Медведев подписал указ, направленный на повышение энергоэффективности народного хозяйства. Поставлена задача - к 2020 году снизить энергоемкость ВВП по сравнению с 2007-м не менее чем на 40 процентов. Документ, по оценке экспертов, крайне своевременный: сегодня государству уже не по карману та энергорасточительность, которая была для России многие десятилетия нормой. А завтра, если ничего не делать, она и вовсе станет губительной.

    Всего две цифры. Энергосберегающие технологии в общем объеме технологий, применяемых российскими производителями, занимают 0,006 процента. По энергоэффективности мы отстаем от среднеевропейского уровня втрое. Причина этого проста и тысячу раз озвучена - дешевая электроэнергия по существу лишает страну серьезных стимулов к энергосбережению.

    Самое досадное, что наши промышленники не только не озабочены поиском источников экономии, но и не видят здесь особых перспектив. Опрос 625 предприятий показал: российские компании и фирмы полагают, что предел энергосбережения не превышает 8-10 процентов. Между тем в развитых странах по холоду эта величина достигает 20 процентов, по воде и сжатому воздуху - 30.

    Предприятиям задали вопрос: почему вы все-таки не занимаетесь энергосбережением? Ответ не блистал новизной: нет свободных средств, чтобы заменять устаревшее оборудование на более эффективное, лизинг же и банковские кредиты дороги.

    Дело, однако, не только в предприятиях, государство также не склонно поспешать. По словам члена правительственной комиссии по использованию газомоторного топлива на транспорте Анатолия Семеновского, до сих пор не утверждена правительством программа "Энергоэффективная экономика", которую предполагалось принять еще два года назад в соответствии с распоряжением президента от 7 июля 2006 года. В результате более полутора тысяч проектов лежат в минэкономразвития без движения. Под них надобно не так уж много денег - сорок миллиардов рублей для поддержки предприятий, которые готовы и знают, как снизить себестоимость своей продукции за счет сокращения энергоемкости. Но они не могут получить ни копейки. Между тем Европа на те же цели недавно выделила восемнадцать миллиардов на три года. И не рублей - евро!

    А часы идут, эпоха дешевых энергоресурсов подходит к концу. Одним из условий вступления России в ВТО является повышение наших внутренних цен на энергоресурсы до мирового уровня. И оно, это повышение, уже началось. Тысячи предприятий, не модернизируя свою внутреннюю энергетику, рискуют уже через несколько лет оказаться на краю пропасти.

    Отдельная тема - энергосбережение в ЖКХ. На его долю приходится 40-45 процентов потребления энергии в стране. В свое время здесь была сделана ставка на эффективного собственника, который по идее и должен был навести порядок. Но собственники как приходят, так и уходят, не справляясь с грандиозностью стоящих задач. Сейчас их осталось всего два, а еще пару лет назад было шестнадцать.

    Поэтому первые шаги должно сделать государство. Причем значение их могут определять вовсе не масштабы капвложений, хотя и они важны, а последовательность экономической политики. Именно ее отсутствие и усугубляет дело. Всего один пример. Хорошо известно, как местные и федеральные монополии умеют пробивать нужные им цены. В 2006 году одно из таких предприятий подало в тарифную службу заявку на повышение тарифов на 20 процентов. Служба, однако, не подошла к вопросу с кондачка, а решила предварить повышение тарифов аудитом, о чем и поставила в известность компанию. Через два дня пришла телеграмма. Ее смысл: никакого повышения не надо, только не проводите аудита.

    Мировой опыт показывает: эффективная политика в области энергосбережения базируется на развитом законодательстве. В Соединенных Штатах за последние двадцать пять - тридцать лет было принято около пятидесяти законов по энергетике, из них половина - по энергоэффективности. Причем принимаются отдель ные законы, в том числе прямого действия, по таким отраслям, как черная и цветная металлургия, по другим энергоемким производствам. Ничего подобного у нас нет. По сути мы работаем в этой сфере по понятиям.

    В итоге в России по большому счету не выработаны сами принципы достижения энергоэффективности.

    Впрочем, неплохо бы начать с того, что лежит буквально под ногами и высокомерно нами не замечается. В конце концов все расчеты подтверждают: пора!

    Согласно оценке Центра по эффективному использованию энергии, даже у нас, в добывающей стране, ресурс повышения энергоэффективности в 3-4 раза больше ресурса наращивания производства первичных энергоносителей. Дешевле экономить, чем добывать!

    Поделиться