22.05.2008 01:53
    Поделиться

    Биробиджанский долгожитель Юрий Косвинцев пообещал Максиму Горькому прожить 100 лет

    Передо мной в инвалидном кресле сидит человек, в судьбе которого отразился весь ХХ век.

    Юрий Косвинцев дружил с Марией Ульяновой, его учил играть в настольный теннис Владимир Маяковский, он защищал в пьяной кабацкой драке Сергея Есенина, а Максиму Горькому пообещал, что проживет 100 лет. И слово свое сдержал.

    Командировка длиною в жизнь

    Маленькую двухкомнатную "хрущевку" Юрий Евлампьевич не покидает вот уже несколько лет.

    - Ноги подводят. Мне 26 мая исполняется сто лет, - объясняет юбиляр.

    Родился Юрий Косвинцев в самом центре Москвы в тот день, когда в доме нестерпимо пахло черемухой и сиренью, а под окном пели соловьи.

    Его отец - известный журналист дореволюционной России Евлампий Косвинцев - пришел работать в газету "Правда" в один день с сестрой вождя мирового пролетариата Марией Ульяновой. Детство и юность Юрия прошли среди передовой московской интеллигенции начала прошлого века.

    Он увлекался спортом, особенно ему нравился теннис. В 18 лет стал чемпионом Москвы по настольному теннису.

    Когда Косвинцеву исполнилось 19 лет, он получил тяжелую травму руки. Врачи настаивали на ампутации, но в дело вмешалась Мария Ильинична Ульянова. Руку юноши спас хирург, который лично оперировал Ленина.

    Юрий учил игре в настольный теннис блистательного Владимира Маяковского.

    - Он был не только широким в шагах, но и щедрым в поступках. Только с женщинами ему не везло, - вспоминает Юрий Косвинцев.

    Еще один факт из его биографии. Высокого, с косой саженью в плечах молодого парня на московской улице увидел ассистент режиссера Григория Александрова и пригласил на эпизодическую роль в фильме "Цирк". В этой картине Юрий Евлампьевич блестяще сыграл циркового атлета.

    Довелось ему общаться и с Максимом Горьким. Пролетарский писатель, глядя на красавца атлета, однажды задумчиво сказал:

    - Дайте слово, что жить будете до ста лет.

    Юрий, не задумываясь, ответил писателю согласием.

    В 1936 году партия направила спортсмена-комсомольца в двухлетнюю командировку в недавно образованную Еврейскую автономию - развивать спорт.

    - Жизнь была трудная, но энтузиазм тогда был огромный - Еврейскую область строили все. Приезжали даже из Франции и Америки, - вспоминает он.

    Судьба некраденая

    Через год его арестовали, и молодой тренер попал в биробиджанскую тюрьму. Оказалось, что, сыграв роль шпиона в картине "Заключенный", Юрий Косвинцев был опознан на улице одним из зрителей, который донес на "шпиона" в НКВД. Артисту повезло со следователем: тот разобрался и отпустил его, даже выплатив компенсацию за испорченный костюм.

    Когда началась Вторая мировая война, Косвинцева не взяли на фронт из-за искалеченной руки. Ему предложили работу фотокорреспондента в ТАСС по ЕАО. В 1943 году Юрий Евлампьевич стал фотокором местной газеты "Биробиджанская звезда". Его журналистская судьба оказалась счастливой: он проиллюстрировал большой разворот, рассказывающий об автономии, в Большой советской энциклопедии.

    Когда в пятидесятые годы в столицу автономии приезжал Никита Хрущев, то по просьбе обкома партии Косвинцев за одну ночь изготовил роскошный фотоальбом в подарок руководителю государства. Кто знает, может, это он вдохновил Никиту Сергеевича на слова, которые потом долго тиражировали все мировые СМИ: "Возьмите Биробиджан. Это чудесный край, там все растет…"

    Всю свою жизнь не расставался Косвинцев со спортом, настольный теннис стал его судьбой. В 1973 году его воспитанница Раиса Свининникова стала чемпионкой Европы по настольному теннису.

    Юрий Евлампьевич убежден, что своему долголетию он обязан генам и здоровому образу жизни.

    - Ни одной сигареты в жизни не выкурил, - говорит юбиляр.

    С алкоголем он провел научный эксперимент: уйдя в очередной отпуск, решил выпить ящик водки. В день выпивал по бутылке и вел дневник о вредном действии алкоголя на организм. После этого не пил никогда.

    - Я никогда не соблюдал никаких диет, - говорит Косвинцев. - До сих пор обожаю жареную рыбу, сам готовлю ее каждый день.

    Двадцать лет назад Юрий Евлампьевич овдовел. Но сегодня в Биробиджане живут два его сына с семьями.

    Какую он вынес философию за прожитый век? Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Он никогда не делил людей на классы, расы, государственные системы, мудро считая, что человеческая природа не имеет цветов и оттенков.

    - Люди делятся на плохих и хороших, на очень хороших и очень плохих, только так, - не задумываясь, говорит Юрий Евлампьевич.

    - Проснусь ночью и думаю, как я выжил? Были ситуации в жизни просто страшные.

    Он безоговорочно верит в фатальное всеобъемлющее русское слово - судьба.

    Его немолодые сыновья, самому младшему из которых далеко за шестьдесят, и сегодня не смеют закурить при отце и, как мальчишки, выбегают во двор подымить.

    - Конечно, знаю, что курят, но меня стараются не огорчать, - говорит старик.

    Сын-пенсионер на этих словах досадно вздыхает:

    - Пап, ну что ты…

    Это характер!

    Он признался, что жить хочется. Есть задумка закончить книгу мемуаров. Пока не подводят ни память, ни зрение, он старается писать несколько страниц в день.

    - Последние годы мне часто снится двор моего детства, не отпускает Настасьенский переулок - это самый центр Москвы. Я там помню каждый дом, - улыбается Юрий Косвинцев.

    В том переулке в 1924 году он выручал из потасовки русского гения Сергея Есенина.

    - Запомнились его синие печальные глаза, - вздыхает столетний человек.

    У Юрия Евлампьевича глаза тоже цвета июльского неба, в них отражается весь ХХ век и продолжает отражаться век ХХI.

    Прямая речь

    Александр Винников, мэр Биробиджана:

    - Юрий Косвинцев - это история Биробиджана. Он живет в нашем городе практически с его основания. Это бесконечно уважаемый человек, его знает практически вся столица Еврейской автономии. Единственный случай, когда депутаты городской думы единогласно проголосовали за решение  присвоить ему звание "Почетный житель Биробиджана".

    Поделиться