21.05.2008 00:16

Академик Черепащук: Обнаружение внеземной жизни - самое интересное событие для астрономов

Неподалеку от города-курорта идет строительство новой астрономической станции. К 2010 году на горе Шатджатмаз должна появиться звездная обсерватория с уникальным оборудованием.

О том, какие задачи ставят перед собой сегодня ученые, и о роли в этих исследованиях кисловодской обсерватории корреспонденту "РГ" во время своего визита на Северный Кавказ рассказал директор Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) Московского университета, академик РАН Анатолий Черепащук.

Мертвый космос

Российская газета: Анатолий Михайлович, почему для строительства обсерватории выбраны именно окрестности Кисловодска?

Анатолий Черепащук: Здесь просто идеальные условия, великолепный астроклимат: более двухсот ясных ночей в году и никакой засветки, ведь ближайший населенный пункт расположен очень далеко. Уже восемь месяцев в горах Кавказа мы ведем наблюдения на 30-сантиметровом телескопе и получаем изображения звезд отменного качества. Так что лучшего места нам не найти.

РГ: Такой крошечный телескоп способен хорошо "видеть" звезды?

Черепащук: Это же уникальное оборудование. Все астрометрические данные, которые получает наш "малыш", передаются по Интернету. Именно на нем мы апробируем систему дистанционного управления телескопом из Москвы, которую позже планируем внедрить на новом 2,5-метровом телескопе. В одной из французских фирм уже началась шлифовка зеркала. Новый телескоп тоже будет не самым большим в мире. Однако дело не в размере - все зависит от поставленных задач. К примеру, наблюдение вспышек сверхновых звезд на двухметровом телескопе позволило открыть новую форму материи во Вселенной.

РГ: А какие задачи стоят перед новой кисловодской обсерваторией?

Черепащук: Во-первых, здесь будет учебная база для студентов и начинающих ученых-астрономов. У молодежи очень пытливый ум, и я надеюсь, она найдет для себя интересные задачи. Во-вторых, как и наш институт, Кавказская Горная обсерватория займется широким спектром исследований: в области астрометрии (изучение положения и движения звезд), астрофизики и релятивистской астрофизики (проблема черных дыр), космологии (изучающей самые экстремальные состояния Вселенной), физики Солнца, физики Луны и других планет, небесной механики и гравиметрии. В ГАИШе разрабатываются даже темы поиска гравитационных волн и внеземных цивилизаций.

РГ: Неужели ученых всерьез волнует последний вопрос?

Черепащук: Скажу больше, обнаружение внеземной жизни - это, пожалуй, самое интересное событие, которого мы, профессиональные астрономы, с волнением ожидаем. Мощность наших телескопов многократно возросла, и тем не менее, до сих пор никаких сигналов или других признаков жизни в космосе не обнаружено. Вот это загадка! Однако ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной, очень важен для жителей Земли.

Есть ли жизнь на Марсе

РГ: Где же в космосе хотя бы теоретически может существовать жизнь?

Черепащук: Например, на Марсе - под грунтом планеты недавно обнаружено огромное количество замерзшей воды. Да, когда-то на красной планете волновались океаны, текли реки, и не исключено, что миллиард лет назад на Марсе жизнь была. Вполне вероятно, что ее следы остались в грунте.

Если говорить о поисках внеземной жизни, то особенно интересны спутники планет. Например, у Сатурна их сейчас открыто более 50-ти, и на каждом теоретически могут существовать какие-то формы жизни.

РГ: Но ведь эта планета находится очень далеко от Солнца, там дикий холод…

Черепащук: Многие спутники двигаются по эллиптическим орбитам, и поэтому сила притяжения у них периодически меняется. За счет этого они испытывают деформации, при которых происходит трение и выделяется тепло. То есть спутники как бы греются изнутри. К примеру, у Юпитера есть спутник Ио, на поверхности которого температура плюс 30 градусов, даже жидкая сера вытекает из вулканов. Хотя Юпитер гораздо дальше Марса. Другой спутник этой планеты, Европа, покрыт слоем льда в несколько километров. Доказано, что внизу, подо льдом, есть вода. Ученые уже разработали проект полета космического аппарата, который будет искать внутри этого океана рыб или, на худой конец, каких-нибудь микроорганизмов. Так что сегодня полеты к другим планетам становятся весьма актуальны.

РГ: Анатолий Михайлович, а почему в последнее время так мало говорят о Луне? Неужели американцы и впрямь нашли на этой планете нечто, что сделало любую информацию об исследованиях Луны засекреченной?

Черепащук: После высадки американских "Аполлонов", запуска советского лунохода, когда были привезены образцы грунта, получены все самые яркие результаты, в общем, сняты все сливки, интерес к Луне на какое-то время пропал. Специалисты переключились на другие исследования, стали запускать аппараты к далеким планетам. Сегодня интерес к Луне уже не научный, а скорее прагматический. Мы рассматриваем ее как перевалочный пункт для того, чтобы осваивать глобально Солнечную систему.

А с американскими коллегами активно занимаемся поисками воды на Луне. Существует гипотеза, что в глубинах лунных кратеров вблизи полюса, куда никогда не проникают солнечные лучи и всегда очень низкая температура (порядка минус 200 градусов по Цельсию), могут сохраняться запасы жидкости.

Практическую ценность эти исследования имеют в связи с будущим строительством космической базы на Луне. Со временем, когда человечество станет летать на Марс, делать это будет гораздо удобнее именно с Луны, а не с Земли. Сила лунного притяжения в шесть раз меньше, чем земного, и оттуда легче стартовать. Построив базу возле таких ледяных "ловушек", люди обеспечат себе запас воды, и эксплуатировать станцию будет гораздо дешевле.

Темный - не значит злой

РГ: Какими еще астрономическими исследованиями займетесь в ближайшее время?

Черепащук: Будем разгадывать самую большую загадку, которую поставила астрономия - природу открытых недавно новых видов материи - так называемых "темной материи" и "темной энергии". К добру и злу это не имеет ровным счетом никакого отношения. Темная материя - некое вещество, состоящее из доселе неизвестных науке элементарных частиц. Она ничего не излучает (отсюда и название "темная"), но может сжиматься и расширяться, к тому же обладает гравитационным притяжением.

Еще более загадочной формой материи является темная энергия. Это некая среда, поле, которое равномерно распределяется в пространстве (как электрическое или магнитное, например) и проникает во все сущее, в том числе и в нас с вами. Темная энергия составляет около 70 процентов материи Вселенной, оставшиеся 20 - темная материя, и лишь четыре процента - это известная нам форма барионного (то есть состоящего из частиц, атомов, молекул) вещества. Темная энергия обладает антигравитацией, то есть способностью отталкивать. Сегодня ставятся космические эксперименты, тратятся миллиарды долларов, чтобы распознать природу темной энергии.

РГ: А у науки уже есть ответ на главный вопрос, который давно волнует человечество: как появились Вселенная и мы в ней?

Черепащук: В нашей Вселенной физические константы и законы подобраны настолько хорошо, что благоприятствуют появлению и существованию человека. Отсюда можно сделать два вывода. Первый - теологический: Бог создал Вселенную для того, чтобы человек в ней жил. Второй утверждает, что Вселенная сформировалась без участия Всевышнего, спонтанно, в результате неустойчивости скалярного поля, которое и стало причиной Большого взрыва 14 миллиардов лет назад.

РГ: Какого принципа придерживаетесь вы?

Черепащук: Я уверен в естественном происхождении Вселенной.

РГ: А среди ваших коллег-астрономов есть люди, верящие в Бога?

Черепащук: Есть, но это не мешает им быть учеными.

Кстати
    Гора Шатджатмаз находится в 30 километрах от Кисловодска, неподалеку от границы Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Именно здесь на высоте более 2000 метров над уровнем моря за небом в режиме нон-стоп наблюдают ученые сразу двух обсерваторий - солнечной и звездной (ее строительство началось в прошлом году). Дневное светило уже несколько десятилетий находится под надежным "контролем" сотрудников Кисловодской Горной солнечной станции Пулковской обсерватории. А вот ночную "вахту" в звездной обсерватории совсем недавно приняли на себя специалисты ГАИШ.