Андрей Ведерников: Охрана ночных клубов должна выявлять посетителей с наркотическим опьянением и сообщать о них в милицию

В Сибирском федеральном округе создана новая структура - управление Государственного антинаркотического комитета. Его руководителем назначен генерал-лейтенант полиции Андрей Ведерников, ранее возглавлявший окружное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Первое интервью в новой должности он дал "Российской газете".

Российская газета: Андрей Павлович, поясните, что изменилось в вашей работе.

Андрей Ведерников: Работу Государственного антинаркотического комитета обеспечивает аппарат. На уровне Сибирского округа создано управление, руководить которым назначен я. По сравнению с прежним окружным управлением штат сокращен вдвое - с 60 до 30 человек. Изменились и наши задачи. Мы больше не занимаемся координацией деятельности территориальных управлений наркоконтроля по линии оперативно-разыскной и организационно-аналитической работы. Соответственно передана в Москву и работа по межрегиональным делам в отношении организованных преступных групп. Упор сделан на профилактическую работу и координацию деятельности окружных правоохранительных структур.

РГ: Означает ли это, что изменилась политика государства в борьбе с наркоугрозой - в сторону профилактики?

Ведерников: Скорее это осознание роли и значения профилактики. Раньше больше обращали внимание на то, хорошо ли милиция и полиция выявляют наркоторговцев, строго ли их наказывают суды? А теперь больше смотрят на первопричину - ведь, если не будет спроса, не будет и предложения. Должна быть выстроена система работы от детского сада до вуза. С людьми, которые только попробовали наркотики, должны начинать работать врачи, наркобольные должны получать необходимое лечение. Проблема сложная, и решать ее надо комплексно.

РГ: Какова в этой системе роль местной власти?

Ведерников: Согласно указу президента созданы специальные региональные комиссии во главе с губернаторами. Во многих регионах приняты антинаркотические программы, в бюджетах выделены деньги. Суммы разные: больше всего в Красноярском крае - 32 миллиона рублей на 2008 год. Правда, финансирование в первом квартале осуществлялось непропорционально. В Новосибирской области выделено 10,5 миллиона рублей и уже освоено 12 процентов средств. А в том же Красноярске - меньше трех процентов.

РГ: Эти деньги выделены на профилактику?

Ведерников: Да, все эти суммы никак не касаются финансирования деятельности правоохранительных органов. Это средства на медицинское оборудование, тесты, лекции, базы данных, летние детские лагеря и т. д. Кроме того, теперь и муниципальные образования получили возможность финансировать борьбу с наркотиками.

РГ: Идея массового обследования студентов на предмет употребления наркотиков имеет как противников, так и сторонников. Как вы к ней относитесь?

Ведерников: Начинать надо с решения: что мы собираемся делать с молодыми людьми, употреблявшими наркотики, которых выявит тест? Кто они? Преступники? Согласно УК - нет. Изгои? Больные люди? Мы в федеральном округе проводили анонимное анкетирование, в том числе и среди студентов. Во многих регионах больше 10 процентов молодых людей знакомы с наркотиками. И что с ними делать? Отчислять из вуза? Но на каком основании? А если помогать им, то как? Принудительно лечить? Такого права мы не имеем. И отчислять, по моему мнению, нельзя, потому что человек пойдет на улицу и, скорее всего, будет продолжать принимать наркотики. Сначала надо все тщательно продумать. Сегодня в некоторых регионах не хватает тестов для того, чтобы освидетельствовать водителей и граждан, подозреваемых в том, что они находятся в состоянии наркотического опьянения. Может быть, лучше потратить деньги на эти анализы?

РГ: Вы сказали, что невозможно лечить принудительно, но ведь есть закон о психиатрической помощи, а то, что наркоманы - психически нездоровые люди, в доказательствах не нуждается...

Ведерников: Да, закон есть, но раздел о наркомании там не прописан подробно, поскольку собирались принимать для этого отдельный закон. На мой взгляд, в советском опыте лечебно-трудовых профилакториев для алкоголиков был и позитивный момент: людей там лечили, оздоравливали, а самое главное - помогали их семьям и окружающим, избавляя от опасного больного. Тем самым снижалось количество бытовых убийств, случаев нанесения тяжких телесных повреждений. Окружение наркомана, его семья нуждаются в помощи и защите.

РГ: Может быть, стоит подумать и о мерах по отношению, например, к ночным клубам? Не секрет, что это настоящие злачные места.

Ведерников: Нет, это, на мой взгляд, уже устаревшее мнение. Люди там собираются повеселиться, потанцевать, развлечься, и поэтому там есть почва для распространения наркотиков, но и только. Во-первых, сейчас не бывает, чтобы в клубе наркотик предлагали открыто - продажа происходит через цепочку знающих друг друга людей. У нас ни разу не было не то что факта, а даже оперативной информации о том, чтобы часть средств за проданные наркотики передавались владельцу клуба. Наркоманы - люди неадекватные, они мешают другим посетителям, создают угрозу - нормальные люди вскоре перестанут ходить в этот клуб. Зачем это хозяину?

Другой вопрос: какие меры он принимает к наркоманам? Бывает, вывесят объявление: "Мы против наркотиков". И все. Но гораздо эффективнее активная позиция: охрана должна выявлять посетителей с наркотическим опьянением, устанавливать личность, а информацию передавать в милицию. В этом случае наркоман в такой клуб второй раз уже не придет.

РГ: Какие регионы Сибирского федерального округа наиболее проблемные?

Ведерников: Самая сложная ситуация в Алтайском крае, Новосибирской, Иркутской и Кемеровской областях. Хочу подчеркнуть: в наши функции не входит давать оценку работы региональных комиссий во главе с губернаторами. Это будет происходить на заседаниях Государственного антинаркотического комитета. Но наше управление готовит информацию для этих заседаний.

РГ: А какие есть рычаги воздействия на нерадивые комиссии и их глав?

Ведерников: А заслушивание отчета на госкомитете - этого мало? Перед 38 первыми руководителями страны! Вызовут губернатора и начальников всех правоохранительных структур региона и будут спрашивать. И если выводы комитета будут неутешительными, то это удар по репутации всего региона. Что тут хорошего?

Между тем

- Географическое расположение Новосибирской области, делает наш регион удобным транзитным узлом для транспортировки наркотиков, - заявил губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский на заседании региональной антинаркотической комиссии. - Поэтому работа по ликвидации каналов перевозки наркотических средств должна являться главной задачей деятельности всех силовых ведомств региона. Любой сигнал о фактах распространения, употребления наркотиков должен проверяться самым тщательным образом. Население области должно понимать, что без их активного участия справиться с проблемой наркомании невозможно.