14.05.2008 06:10
    Поделиться

    Уильям Бернс: Сидя просто в Москве, понять Россию невозможно

    Свое первое большое интервью в России в должности главы американской дипмиссии два с половиной года назад Уильям Джозеф Бернс дал "Российской газете".

    И с тех пор всегда охотно откликался на просьбы о комментарии нашему изданию. Открытость, демократичность и профессионализм этого американского посла всегда положительно оценивались теми, кто общался с Уильямом Бернсом. И хотя срок работы глав иностранных дипмиссий за границей, как правило, в среднем превышает четыре-пять лет, главу американского посольства отзывают в Вашингтон через три года. Уильям Бернс идет на повышение, он станет заместителем госсекретаря по политическим вопросам и будет занимать третий пост в американской дипломатической иерархии. Свое большое "прощальное" интервью, как и первое, Уильям Бернс дал корреспонденту "РГ".

    Российская газета: Господин посол, время вашей работы в России пришлось на достаточно непростой период в российско-американских отношениях. Но тем не менее ваша деятельность в Москве получила самые положительные отзывы в российской элите от представителей различных политических сил. Как вы в целом оцениваете период работы в должности посла США в России?

    Уильям Бернс: Признаюсь, что очень трудно самому оценить свою собственную работу. Но могу сказать, что эти почти три года в России я трудился не покладая рук. Делал все, чтобы защитить и объяснить интересы своей страны. И я также старался прикладывать все усилия для того, чтобы выслушивать и понимать те озабоченности, которые высказывали во время встреч и россияне, и российское правительство. Могу признаться, что я делал все для того, чтобы найти общие интересы между нашими странами и старался, чтобы эти общие интересы расширялись. Я также всегда старался быть честным по поводу наших разногласий и если не соглашался, то не был несговорчивым. Да, действительно, взаимоотношения между Россией и Соединенными Штатами находятся сейчас в достаточно сложном периоде адаптации. "Холодная война" закончилась 20 лет назад, и слава богу, что это произошло. США и Россия больше не являются противниками. Но у нас пока еще нет полного стратегического партнерства. Нет пока и полного взаимопонимания между нашими двумя странами. В настоящее время наши взаимоотношения представляют смесь сотрудничества и соперничества. Но эти взаимоотношения имеют больше значения для наших государств. Причем не только для двух наших стран, но и также для всего остального мира. Поэтому я покидаю Россию с определенной долей смирения, смирения в том смысле, что, наверное, стороннему лицу невозможно понять до конца Россию. Но я покидаю вашу страну с искренним восхищением, уважением как к россиянам, так и к России.

    РГ: Вы имели возможность как глава американской дипмиссии много ездить по России, были в Сибири, на Дальнем Востоке. Какие впечатления вы вынесли из этих поездок?

    Бернс: За три года, которые провел здесь в качестве посла, я действительно посетил большое количество различных регионов. И также к этому надо прибавить те два года, которые я проработал здесь еще в 1990-е. Как посол я совершил более 40 поездок по вашей стране. Проехал Россию от Калининграда до Чукотки с запада на восток и с севера на юг от Мурманска до Северного Кавказа. Пересек все 11 временных поясов. Впечатлений у меня - огромное количество. Первое, что сидя просто в Москве, понять Россию невозможно. Даже несмотря на то, что я очень люблю Москву. Второе впечатление - это огромные размеры и многообразие, которое мне пришлось увидеть по всей России. Третье - темпы изменений, которые сейчас произошли в вашей стране. В особенности это было видно в тех местах, регионах, которые я посетил десять лет назад, во время своей первой командировки в Россию. Тем не менее надо отметить, что, естественно, темпы этих изменений не одинаковы по всей России. Существуют регионы, в которых экономический рост гораздо выше и идет быстрее, чем в других. Конечно же, перед Россией стоят огромные задачи. В первую очередь это сложности, связанные с воссозданием инфраструктуры - постройка и ремонт железных и автодорог, аэропортов, морских портов. И эти шаги необходимо предпринять в самое ближайшее время. Это важно в особенности, когда мы говорим о желании России диверсифицировать свою экономику и позволить ей отойти от нефтяной и газовой зависимости. Ваша страна является совершенно потрясающей, удивительно интересной страной. И я с удовольствием предвкушаю возможности новых поездок по России в будущем.

    РГ: Какие проблемы двусторонних российско-американских отношений вы считаете наиболее злободневными, острыми, проблемными, а какие имеющими неплохую перспективу и потенциал для развития?

    Бернс: Нельзя не признать, что в наших взаимоотношениях имеются сложности. У нас существуют разногласия по вопросам Косово и независимости Косово. Также по проблемам расширения НАТО и по ПРО. Это только небольшой набор существующих проблем. Но необходимо также отметить те области взаимодействия, в которых у нас есть общие интересы. И я приведу только три примера.

    Во-первых, это вопрос ядерного сотрудничества. Соединенные Штаты и Россия являются двумя странами мира, у которых существуют особые возможности и потенциалы, но также и особые обязанности в этой области. Мы можем продолжать работать для расширения нашего сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях.

    6 мая в Москве было подписано соглашение между США и Россией о ядерном сотрудничестве в мирных целях (так называемое "Соглашение 123"). Соединенные Штаты и Россия могут еще много сделать для того, чтобы предоставить другим странам преимущества использования ядерной энергии в мирных целях. Наши две страны должны сделать все для того, чтобы предотвратить угрозу распространения оружия массового поражения. Не могу привести более опасного примера для всех нас, чем вопрос распространения ядерного оружия по всему миру. Соединенные Штаты и Россия работают совместно по вопросу создания международных центров ядерного топлива. Россия и США вместе с другими международными партнерами также тесно сотрудничают по вопросам, связанным с ядерными программами Северной Кореи и Ирана. И последний момент насчет сотрудничества в ядерной сфере. Соединенные Штаты и Россия также несут ответственность за то, чтобы продемонстрировать всем другим странам мира, что мы серьезно относимся к управлению своими собственными оставшимися ядерными арсеналами. Мы достигли определенного прогресса в реализации программы уменьшения угрозы, которая требует обеспечения безопасности ядерных материалов и всех ядерных объектов в наших странах.

    Еще одна важная область нашего сотрудничества заключается в расширении экономических связей между нашими странами. За те три года, которые я провел в России в качестве посла, американские инвестиции в российскую экономику каждый год возрастали на 50 процентов. Двусторонний товарооборот увеличивается на 40 процентов ежегодно. Можно привести очевидные примеры взаимовыгодного экономического сотрудничества наших стран. Компания "Боинг" не только продала в России самолеты на общую сумму в несколько миллиардов долларов. Но также вступила и в партнерство с российской авиакомпанией "Сухой", которое привело к разработке нового регионального реактивного самолета "Суперджет". Компания "Северсталь" произвела важные приобретения в США и инвестировала средства в американскую экономику. Сейчас она является третьей по величине сталелитейной компанией в Соединенных Штатах.

    РГ: Несколько лет назад у вас активно работали программы технического содействия. Насколько они реализуются сегодня?

    Бернс: Мы действительно продолжаем скромные программы технического содействия, которые реализовали в прошлом в различных областях. Например, в сфере здравоохранения. Мы вместе ведем конкретную борьбу с такими заболеваниями, как ВИЧ/СПИД, не только в России, но и в других странах, в том числе в Африке.

    РГ: Разрешите задать вам вопрос по поводу вашей будущей работы в госдепартаменте. Не секрет, что вы считаетесь одним из главных экспертов в Соединенных Штатах по ближневосточной проблематике. Каковы, на ваш взгляд, возможные точки соприкосновения России и Соединенных Штатов на Ближнем Востоке?

    Бернс: Действительно, по Ближнему Востоку Россия и Соединенные Штаты тесно сотрудничают по целому спектру вопросов. В начале мая наши министры иностранных дел встречались со своими коллегами по квартету ближневосточных посредников в Лондоне. И хотя у меня нет никаких иллюзий по тому, насколько сложно достигнуть прогресса по разрешению израильско-палестинского конфликта, я считаю, что сотрудничество России и Соединенных Штатов в рамках квартета является очень важным моментом на пути решения проблемы. Теперь по вопросу Ирака. Естественно, у нас были достаточно острые разногласия с Москвой до начала войны против Саддама Хусейна. Но в настоящее время обе наши страны заинтересованы в стабильности Ирака. Например, Россия уже сделала огромный вклад в деле иракского урегулирования. Она простила иракскому правительству несколько миллиардов долларов долга. Россия также может внести огромный дипломатический вклад в разрешение жизненно важных проблем Ирака. И Россия, как мне кажется, также будет иметь возможность играть еще большую экономическую роль в послевоенном Ираке. Мы надеемся, что активность российских компаний в Ираке в последующие несколько лет возрастет.

    РГ: Вы сами в молодости играли в баскетбол и известны как заядлый баскетбольный болельщик. В Москве вас часто можно было заметить на матчах с участием сильнейшей команды Европы - ЦСКА. На ваш взгляд, армейцы не потерялись бы в лучшей баскетбольной лиге мира - НБА?

    Бернс: Одна из причин, по которой я выгляжу уставшим сегодня утром, состоит в том, что я до глубокой ночи смотрел игру между ЦСКА и "Маккаби" в финале Евролиги. (Наша беседа состоялась утром 5 мая, после того как ЦСКА отпраздновал победу. - Прим. М.М.). Я люблю спорт, и мне повезло в том плане, что за последние три года, пока я работал в Москве, ЦСКА два раза выиграл Евролигу. А российская баскетбольная сборная в прошлом году к тому же выиграла европейский чемпионат. Должен заметить, что профессионализм игроков и качество баскетбола в России высоки. Два года тому назад в Москве команда из НБА "Лос-Анджелес клипперс" сыграла показательную игру с ЦСКА. Если мне не изменяет память, мои земляки уступили 20 очков. Конечно, это можно объяснить их дипломатией (улыбается). Но если серьезно, то действительно в России подобраны игроки очень хорошего класса и сам спорт в вашей стране находится на очень высоком уровне.

    Поделиться