08.05.2008 00:00
    Поделиться

    Александр Любимов: мы поставим телезрителей перед нелегким выбором

    На канале "Россия" стартует новый амбициозный проект "Имя Россия".

    Академики Российской Академии наук и Фонд эффективной политики (ФЭП) назвали 500 великих политиков, спортсменов, ученых, писателей России. Зрители путем Интернет- СМС- и телефонного голосования к 12 июня, празднованию Дня России, выберут из этого списка 50 человек.

     Из полусотни великих имен ФЭП и РАН к октябрю — началу собственно телевизионного этапа проекта — сформируют итоговый "список 12-ти". После чего раз в неделю на телеканале "Россия" в эфир будет выходить часовое шоу. В декабре пройдет финал, где будет объявлено "Имя Россия".

    Ведущие шоу — Никита Михалков, Александр Любимов и Мария Ситтель. Гости в студии: политики, историки и участники шоу в ходе острых дискуссий будут решать, кто же именно достоин стать сегодняшним символом России.

     Мы встретились с заместителем генерального директора телеканала "Россия", известным телеведущим Александром Любимовым для того, чтобы узнать подробности нового проекта.

     РГ | Александр, расскажите, пожалуйста, что телезрителям предстоит увидеть и в чем поучаствовать? И почему вы решили делать этот проект именно сейчас?

    Любимов | Я часто задумывался, как зрителей страны, которая привыкла относиться к телевидению как к чему-то совершенно само собой разумеющемуся, как к воздуху, заставить смотреть что-то такое, что не просто развлекает, но и расширяет фантазию, или — если хотите — сознание. То есть такую историю со смыслом. И тут мы показали фильм отца Тихона "Византия. Гибель империи". Реакция была удивительная…

    РГ | Да, и наша газета писала про этот фильм. В частности, замечательное мнение было высказано Петром Вайлем.

    Любимов | Фильм просто "взорвал мозг" русской интеллигенции, что мне очень понравилось. Масштабы публичной дискуссии превысили все наши ожидания. При этом адресованная автору критика имела отношение исключительно к выводам, которые он сделал, поскольку с исторической точки зрения фильм был безупречен. Отец Тихон провел своеобразный лексический эксперимент, заменяя, скажем, слово "князь" на "олигарх", а "казна" — на "бюджет". Так — фактически случайно — был найден телевизионный способ актуализировать историю — не переписывать ее, а участвовать в историческом процессе.

     И мы решили сделать большой проект, в рамках которого все жители нашей страны — наши зрители — смогут голосовать за того, чье имя можно поставить рядом с именем Россия.

    РГ | А чья была идея?

    Любимов | Подобные программы в мире есть. Но мы не можем применять никаких аналогий, потому что в нашей стране люди удивительно связаны с историей, с прошлым страны. Голосование за единственное из 500 в конечном итоге Имя Россия — это не только форма развлечения со смыслом, но и серьезная политическая, историческая задача.

    РГ | Вы не ставили перед собой цель сделать этот проект одновременно с выборами?

    Любимов | Это настолько большой и масштабный проект, что конкурирует за эфирное пространство с политической реальностью. Но отталкиваясь от предложенной вами аналогии, скажу — будущее россияне выбрали, давайте выберем прошлое!

    РГ | А этично выбирать между историческими личностями? Ведь каждый из этих людей дорог стране по-своему. Ну как можно сказать, кто важнее для России — Александр Второй или Петр Первый?

    Любимов | Такой выбор — наша сознательная провокация, которая вписывается в современный контекст — историк Фоменко, литератор Браун, отец Тихон. Мы хотим побудить людей поучаствовать в голосовании как в игре, но с политическими, нравственными и познавательными полутонами. А что касается этики, то всенародное голосование этичнее, чем заказная историческая наука, которая во все времена создавалась в угоду вождям. И мне кажется невероятно интересным, кто займет место имени рядом со словом "Россия" — царь, прирастивший стране земель, ученый, создавший ядерный щит, поэт, совершивший революцию в русском языке или князь, отказавшийся поднять руку на брата и казненный им? Вопрос тут не в том, что этично, а в том, что актуально. Вот приведу такой пример. Работая над проектом, я узнал, что организатором партизанской войны против французов в 1812-м году был не Денис Давыдов, как я думал ранее, а некто ВИНЦИНГЕРОДЕ — австрияк по происхождению, принявший православие офицер русской армии. Когда корректор набирал это странное имя для нашего сайта www.nameofrussia.ru, то он увидел "очевидную" ошибку в этом имени и набрал ВИЦИН и ГЕРДТ. Как только сайт откроется, я буду ежедневно "кликать" на Винцингероде — хочу лично вернуть ему имя в российской истории.

    РГ | Но если народ решит, что актуален Сталин?

    Любимов | Значит, таков выбор людей.

    РГ | И вы примете этот выбор? И Сталин будет номер один?

    Любимов | А как же иначе? Если люди посчитают, что все достижения — индустриализация страны, способность отразить чудовищную агрессию и отстоять позицию России как мировой державы стоила 30—50 миллионов жизней русских людей, значит, так мы устроены. Это будет ответ нам самим. Но мне кажется, что Сталин сейчас неактуален: сегодня люди размышляют в параметрах цена\качество, как меньше потратить и больше получить. Сталин не попадает под эти критерии. Он потратил больше, чем получил.

    А Пушкин — человек, который создал на тот момент невероятно эмоционально агрессивный русский язык, отличающийся от того, на котором разговаривало общество того времени — актуален.

    Впрочем, не надо думать, что мы этот проект представляем себе от начала до конца. Мы его инспирируем, а дальше хотим посмотреть, как отреагируют люди. Какие персонажи и формы дискуссии будут выбраны обществом, такие канал и поднимет на щит. Мы никому ничего не навязываем. Мы лишь объясняем правила игры.

    РГ | А вдруг возникнут дискуссии такого объема, на который вы даже не рассчитываете, как это случилось с фильмом отца Тихона? Вдруг споры перейдут все границы, и вы даже не переварите всю информацию, которая будет к вам поступать?

    Любимов | Переваривать должно общество. А у нас есть около 100 федеральных и региональных телевизионных и радиокомпаний, чтобы помочь в этом. Мы не приватизируем историю страны. Пусть подключаются все. Нам важен не успех конкретного телевизионного цикла, а масштаб исторического выбора. Появляется повод всколыхнуть общество. И этот повод — не религиозно-национальная вражда, а общая история.

    РГ | Тогда другой вопрос: а если зрители не всколыхнутся и проект оставит всех равнодушными?

    Любимов | Если бы у нас не было уверенности, что в обществе есть потребность в дискуссиях на эту тему, мы бы не взялись за проект. Вспомните эффект "Византии" Тихона. Мы точно знаем — это показывают и социологические исследования, и наш профессиональный опыт — что в стране существует огромный неудовлетворенный интерес к истории. Не удовлетворенный, в частности, академической наукой, которая либо не говорит с обществом вообще, либо говорит, но на языке, предназначенном исключительно для научных целей. При этом никому не хотелось бы, чтобы история замыкалась на школьной программе. Поэтому мы и предлагаем всем — и серьезным, и легкомысленным, и молодым, и мудрым — участвуйте. Корректируйте наш список 500, выдвигайте свои "Имена Россия", голосуйте хоть каждый день по-разному, участвуйте!

     РГ | Но на телевидении существует много исторических программ и фильмов, некоторые из них посвящены тем же историческим личностям, о которых вы собираетесь говорить.

    Любимов | Проект "Имя Россия" — совершенно другое. Мы не собираемся представлять исторических концепций. Мы знаем, что интерес к ним огромен, и просто предлагаем заговорить на эти темы более популярным и полемичным современным языком. Кроме того, масштаб личностного представительства в осеннем цикле, который будет показан в течение 13 недель в самое смотрибельное время на нашем телеканале, таков, что не смотреть программы будет просто невозможно.

    РГ | А почему именно 500 человек?

    Любимов | Потому что эту цифру, скоординировавшись, назвали и Фонд эффективной политики, и Академия наук. Были разные предложения — и 300, и 1000. Но хотелось, чтобы люди не запутались и не потеряли интерес к процессу. Видимо, 500 — оптимальная цифра. Меньше — не репрезентативно. Больше — означает, что на том временном отрезке, когда будет действовать проект, никто, кроме преподавателей исторических факультетов и их студентов, не разберется в такой толпе народа.

    РГ | То есть вы практически затеваете еще одни выборы?

    Любимов | Да, уникальный шанс сделать нашу историю предсказуемой (смеется). Мы чувствуем, что потребность участия в свободных открытых дебатах в нашей стране удовлетворена не до конца. Парламентские и президентские выборы были во многом предопределены, потому что в обществе нет зрелой и ясной конкурирующей с Путиным альтернативы. А вот в нашей истории конкуренция за первое место огромная. Возможность поставить свое имя рядом со словом "Россия" получит один из 500.

    РГ | Кто эксперты, и как можно дать гарантии, что выборы в проекте "Имя Россия" будут честными?

    Любимов | Повторюсь — выборы в нашем проекте всенародные, открытые, с возможностью вести агитацию 24 часа в сутки на наших теле- и радиоканалах, в том числе и в дни выборов, включая последний, решающий день в конце декабря. Звонки, смс-ки и другие ресурсы, которые мы будем постепенно подключать по мере развития проекта, обрабатывают роботы. Можете уже сегодня начать "кликать" www.nameofrussia.ru и, при вашем усердии, я уверен, 12 июня ваш кандидат будет назван в списке 50.

    РГ | То есть подтасовки не будет?

    Илья Глазунов уже провел свой "Великий эксперимент" (так называется картина на снимке, написанная им в 1990 году). Теперь экспериментировать будет канал "Россия".Любимов | Она технически невозможна. Потому что нереально договориться, скажем, с сервером. Да и не нужно. Мы ведь говорим о национальном развлекательном историческом проекте. В котором будет много исторического и много шоу. Поэтому мы категорически не будем препятствовать ни иностранным наблюдателям (смеется), ни желающим проголосовать несколько раз. Или тем, кто со временем захочет изменить свою точку зрения, и проголосовать за кого-то другого.

    РГ | Так кто же эксперты?

    Любимов | На первом этапе Российская академия наук и Институт российской истории. Они создали список 500. Дальше экспертами будут те, кто голосует. Побеждать будут самые активные. Те 50, которые получат наибольшую поддержку в течение месяца на сайте проекта, будут названы в День России 12 июня. А дальше мы в течение всего лета в нашем эфире будем подробно изучать жизненный путь всех пятидесяти, чтобы голосование происходило с большим смыслом и с большим азартом.

    РГ | А что будет с победителем?

    Любимов | Предлагаю вначале его избрать.

    Поделиться