06.05.2008 06:00
    Поделиться

    Бизнес получит доступ к научным разработкам, созданным на средства бюджета

    Научными разработками, созданными на средства бюджета, сможет вскоре воспользоваться бизнес. Это радикальное изменение в научно-инновационной политике государства. Не секрет: пока в большинстве случаев они обречены остаться чем-то вроде собрания патентов и информации, так и не добравшись до прикладного уровня. Создание технологии, увы, становится для научного коллектива самоцелью, заинтересованности же в ее внедрении ни у кого нет. Эту ситуацию призван исправить законопроект "О передаче технологий", внесенный правительством России в Государственную Думу.

    Казавшийся бесконечным марафон (он стартовал еще в 2005 году) с разработкой и межведомственными согласованиями документа завершился. Не исключено, что до благополучного финиша помогло добраться заявление, сделанное на днях в Дубне Дмитрием Медведевым: избранный президент призвал обеспечить скорейшее принятие многострадального докуменета.

    Законопроект детализирует положения четвертой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января. Задача - отрегулировать вовлечение научных разработок, созданных на средства бюджета, в коммерческую деятельность, привлечь федеральные технологии в реальный сектор.

    Разработчики закона (минобрнауки), как правило, приводят в пример опыт США, где в 1980 году был принят закон Бая-Доула, передавший принадлежавшие государству права на интеллектуальную собственность ее создателям. До появления закона правительству страны принадлежало 28 тысяч патентов, однако лишь 4 процента из них было запущено в производство. Через несколько лет бюджет за счет коммерциализации научных разработок начал ежегодно получать 40-50 миллиардов долларов.

    Нашей стране до этого пока далеко. Эксперты отмечают: бюджетные деньги, выделенные на науку, нередко "остаются на уровне фундамента исследований", не доходя до уровня прикладного.

    Если закон "О передаче технологий" благополучно минует думские слушания (судя по реакции экспертного сообщества, легким этот путь не будет), научные учреждения получат право на продажу созданных по заказу государства технологий.

    Правила в данном случае зависят от доли государственного участия в разработке и финансировании. Если доля менее 50 процентов, условия и порядок распоряжения технологиями определят правообладатели. Если государство оплатило более половины проекта, компания, участвовавшая в финансировании, сможет приобрести технологию вне конкурса. Приоритетное право на приобретение технологии, полностью профинансированной из бюджета, принадлежит создателям.

    В остальных случаях чиновники будут передавать технологии на открытых конкурсах или аукционах. По общему правилу должен быть проведен конкурс. Если это невозможно или конкурс считается несостоявшимся, пройдет аукцион.

    Обязанность победителя - внедрение технологии.

    Агван Микаелян, генеральный директор ООО "ФинЭкспертиза":

    - Закон нужный, это колоссальный шаг вперед. Государство фактически подставляет бизнесу плечо. То, что ученые начнут продавать технологии, продвигать их - предположение из области фантастики. Но, думаю, бизнес сам ухватится за новые возможности. Технология должна находиться в руках людей, которые хотят с ней что-то сделать, хотят заработать на ней. Корпорации умеют считать деньги, а исследования - это сумасшедшие траты, при этом эффект всегда под вопросом.

    Однако хороший закон может упереться в непродуманные механизмы реализации. Спорный момент - прописанные в документе конкурсы и аукционы. Здесь нужен обязательный элемент публичности, ведь "коррупционная емкость" подобных процедур в России очень велика.

    Наталья Золотых, руководитель Комитета "ОПОРЫ России" по инновационному предпринимательству и интеллектуальной собственности:

    - Необходимо принять целую совокупность законов, в том числе - об инновационной деятельности. Только в этом случае можно говорить о неких реальных достижениях в области внедрения инноваций.

    Пока ясности с проектом закона нет. Возможна неоднозначная трактовка большинства его положений (кстати, очень смущает келейность, царившая в ходе его подготовки. Широкие предпринимательские круги так и не были к ней привлечены). Правовые условия и механизмы передачи технологий непонятны. Это крайне опасно, ведь российский бизнес надо стимулировать, чтобы он покупал российские же технологии. Сегодня проще купить что-то у иностранцев, в этом случае есть и гарантии, и сервисное обслуживание. У нас же все слишком зыбко. Кто гарантирует бизнесу, что через какое-то время государство не будет оспаривать его права? Между тем для судов это новые вопросы, им тоже будет очень сложно работать с законом, в котором не так много конкретики.

    Владимир Буй, эксперт Государственной Думы:

    - Если документ станет законом, это будет настоящим инновационным прорывом. Бизнес, настроенный на прибыль, безусловно, сможет по максимуму оценить новые возможности. Однако вознаграждение разработчика определит "отдельное постановление правительства". Детали пока неизвестны, но, понятно, что государство не откажется от частичного возмещения своих затрат. Между тем деньги от продажи разработок можно бы целиком оставить исполнителям госзаказа.

    Владимир Энтин, директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности:

    - У закона колоссальный криминогенный потенциал. Государство финансирует научные изыскания, но получает права на результаты, не понимая ни их потенциала, ни рыночной стоимости. И после этого объект выводится на аукцион! Реальные шансы на обогащение получит тот, у кого есть инсайдерская информация.

    В России возможны две крайности: кто-то получит большие деньги под проекты, которые никогда не доберутся до реализации, зато тот, кто не сможет втиснуться в коммерческие схемы привлечения бюджетных денег, останется без финансирования.

    Поделиться