16.04.2008 03:30
Поделиться

ВАС дал свое определение греховности в бизнесе

Глава Высшего арбитражного суда России Антон Иванов пообещал в ближайшее время опубликовать исчерпывающий список аморальных сделок, который дает право отбирать у бизнесменов имущество.

Причем список обещано сделать максимально коротким, чтобы ограничить произвол чиновников в борьбе за нравственность - в их понимании.

- Статья 169 Гражданского кодекса, предусматривающая конфискацию имущества в случае нарушения норм нравственности, предусмотрена для вопиющих случаев, а не для того, чтобы употреблять ее по всякому нужному и ненужному поводу, - заявил Антон Иванов. - Пленум Высшего арбитражного суда постановил ограничить сферу ее применения. Скоро постановление пленума увидит свет, и, надеюсь, все сумеют оценить эту работу.

Статья 169 - типичный пример того, куда могут завести благие намерения. Согласно ей, сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, могут быть признаны ничтожными. Доход по ним можно изъять по суду в пользу государства. Авторство этой нормы, кстати, приписывают Ленину, который еще в начале 20-х ввел ее в законы молодого советского государства. Тогда лозунг "отнять и поделить" был весьма актуален.

В любом случае, современные разработчики законов, очевидно, преследовали хорошие цели: поставить барьер безнравственным типам, которых немало и в бизнесе, и в любой другой сфере. Проблема в том, что представления о нравственности у каждого свои. Так, налоговая служба в последнее время стала тягать в суд за "аморалку" бизнесменов, которые, по ее мнению, уклоняются от налогов. По некоторым данным, только в нынешнем году в судах оказалось 159 дел по "безнравственной" статье. В основном все они возникли по инициативе налоговых органов.

Для сравнения: в 2002 году 169-я статья упоминалась в судебных актах 63 раза, в 2003-м - 103 раза, а за весь 2006 год она прозвучала в решениях 143 раза. О чем говорит рост? Либо мораль в бизнесе стала резко падать, либо налоговая служба нашла удобный инструмент.

Не только бизнесмены, но и специалисты Высшего арбитражного суда стали недоумевать, почему под сделками, противоречащими основам нравственности и правопорядка, стали понимать исключительно налоговые отношения. По мнению ученых-юристов, речь должна идти о другом, например о сделках по продаже детей. Именно такие, принципиально недопустимые с точки зрения нравственности, вещи и должны подпадать под нормы Гражданского кодекса.

Конечно, некоторые налогоплательщики совершают сделки, обходя законы и уклоняясь от уплаты налогов. Задача сотрудников ФНС - раскрыть подобную сделку и через суд наказать нерадивого предпринимателя. Однако, что греха таить, выполняя свой долг, налоговики нередко перегибают палку и привлекают к ответственности вполне добросовестные компании.

Чтобы ограничить чиновное творчество в разделе "мораль", пленум ВАС дал собственное определение греховности в бизнесе. Такими, в частности, могут считаться сделки, направленные на незаконное производство или продажу оружия, боеприпасов, наркотических средств и другой опасной для жизни и здоровья граждан продукции. Кроме того, караются аморальной статьей изготовление и распространение литературы и иной продукции, пропагандирующей войну, национальную, расовую и религиозную вражду, а также сделки, направленные на изготовление или сбыт поддельных документов и ценных бумаг. В общем, бизнес на грани уголовщины, а порой и чистая уголовщина. Минимизация налогов и оптимизация прибыли в списках не значатся.

Еще одна новация от Высшего арбитражного суда: выяснять свои отношения, в том числе и с налоговой службой, бизнесмены смогут в суде без лишних бумаг - в электронной форме.

- Крупные организации, подающие множество исков в суды, смогут общаться с судами в электронном виде, - сообщил глава Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов. - Скоро мы перейдем от графических образов к электронным документам, то есть к электронному правосудию.

Символично, что новость об электронном правосудии была озвучена как раз на интернет-конференции, организованной сайтом "Гарант". В перспективе все арбитражные судебные процессы будут вестись в электронном виде, по безбумажной технологии. Пилотный проект по внедрению электронных судебных дел уже запущен в Санкт-Петербурге.

Кроме того, Антон Иванов предложил вернуть в арбитражное судопроизводство институт частных определений. Это - особый вид судебного постановления, представляющий реакцию суда на отдельные нарушения законности, выявившиеся в ходе судебного разбирательства и не относящиеся к существу рассматриваемого дела. Как правило, претензии предъявляются государственным органам.

- На мой взгляд, институт частных определений следовало бы вернуть в наше судопроизводство, - сказал Антон Иванов. - В основном по спорам между частными лицами и государством, а также в адрес государственных органов.