Сегодня два известных режиссера - Павел Лунгин и Андрей Эшпай- снимают фильмы о жизни Ивана Грозного, а в Московском Кремле проходит выставка "Вера и власть" об эпохе Ивана Грозного.
А. Эшпай работает над 16-серийным телефильмом о "грозном" царе. Съемки идут на Крутицком подворье. Оно чудом уцелело в модернизированной Москве. Красная кирпичная кладка свидетельствует о ХVII веке. К территории подворья примыкает бывшее здание тюрьмы, где гримируются артисты, занятые в фильме. Артистов гримируют по несколько часов, особенно царя: "время было бородатое".
Погода меняется ежечасно: то надвигается туча, то выглядывает солнце. "Только что был световой режим", - озабоченно говорит Андрей Эшпай. Мы идем в теплый вагончик, где Андрей Андреевич рассказывает о своем проекте.
- Почему для фильма выбран образ Ивана Грозного из всей истории России? Почему информация о царствовании Ивана Грозного востребована в наше время и сейчас вы и Павел Лунгин снимаете фильм об Иване Грозном?
- Фильм Павла Семеновича Лунгина о взаимоотношениях митрополита Филиппа, которого играет замечательный артист Олег Янковский, и царя Ивана Грозного.Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Это определенный отрезок жизни, причем яростный. Филипп пошел на христианский подвиг, с надеждой остановив Грозного в период опричнины.
- А на чем базируется ваша концепция?
- Иван Васильевич прожил 54 года. Это сильная одаренная натура. С другой стороны, это человек - легенда, он - наполовину вымышленная фигура. Мы снимаем для канала "Россия" 16 серий. Иван Грозный - фигура чрезвычайно противоречивая, важная для истории России. Он был сложен для общения с окружающими. Русское Средневековье, которое мало было показано у нас в кино, - сложнейший этап, который и должен быть отражен в кино. Средневековье - максимальное проявление всех свойств человека - от самых благородных до самых дьявольских. Все, что есть в человеке, в средние века было выявлено максимально. Иван Грозный хотел распространения православия по всей Европе, чтобы оно стало доминирующей религией. Это было его очередным безумством, так как это было невозможно. Реализация идеи обернулась человеческими жертвами.
- Ваша версия: почему Иван впал в безумие?
- Умерла царица Анастасия, первая его жена, ушел из жизни митрополит Макарий, который был канонизирован. Иван остается один. От этого стал еще больше погружаться в религию.
- Почему раньше к этой теме не обращались?
- Никто не предлагал. Реализация темы Средневековья, безусловно, требует затрат. Российский кинематограф только-только начал зарождаться. Работая над фильмом, вольно или невольно держишь в уме современную жизнь. Остается проблема объединения страны, борьба с сепаратизмом. Такая деталь, как глашатай, который объявлял приказы на улице при царе, связана с нашим временем: глашатай - современный диктор. Для меня сегодняшнее мое занятие - изучение времени. С точки зрения жестокости времени ХХ век был более жестоким, чем XVI. Просто в XVI веке все было на виду, хотя такого количества оружия, как в ХХ веке, не было. И второй момент: долгое время в Советском Союзе поколения были воспитаны на том, что история начинается с 1917 года. Чтобы двигаться вперед, надо погрузиться в прошлое, разобраться, что было там.
- Как, на ваш взгляд, религиозность Ивана Грозного сочеталась с тиранством?
- Когда он остался один, то еще больше стал погружаться в религию. Тогда были иные параметры отношений, было совсем другое понимание мира и отношений к миру, к боли, к смерти.
- Как вы относитесь к разговорам о канонизации Ивана Грозного?
- Есть такие разговоры. Они меня не очень интересуют, это вопрос внутрицерковный. Я глубоко в эту материю не погружался. Но в то же время человек с другими качествами не смог бы объединить Русь: надо было обладать чрезвычайной личностью, чтобы объединить сильных людей, держать вместе бояр.
- Сколько актеров играют Ивана Грозного?
- Грозного-мальчика, цесаревича, играет сын Макаревича - Иван, в нем есть сходство, неистовость, эмоциальность. Саша Дементьев - актер удивительной внутренней пластики, в нем есть обаяние, с другой стороны, жесткость и большой возрастной диапазон. Он играет зрелого царя Ивана Грозного.
- Почему в фильме играют малоизвестные актеры?
- Да, снимаются актеры немедийные. Я исходил из того, чтобы эта работа заново открыла то время и новые лица. Мне важно не просто актерское пополнение - хотелось создать такую эстетику фильма, чтобы открылись новые лица. Эта попытка соединить пышность костюмов с психологизмом актеров.
- Трудно было найти в Москве натуру?
- XVI век - здания из красного кирпича. Такие найти трудно. Крутицкое подворье - островок культуры того времени. Снимали еще под Москвой, в Алабино.
- Какие у вас отношения с фильмом об Иване Грозном Сергея Эйзенштейна, снятым в сороковые годы?
- Мой Грозный должен быть гораздо сильнее раскрыт изнутри...
- И, пользуясь случаем, еще один вопрос: вы возглавляете жюри фестиваля Белорусского национального фильма? Чем вас радует или огорчает этот фестиваль?
- Это фестиваль чисто внутренний, белорусский. Фестиваль проходит в Бресте. Он очень интересный и содержательный. Мы дали главный приз Галине Адамович за потрясающий фильм. Национальное белорусское кино постепенно становится на ноги.
Актриса Мария Шашлова, исполнительница главной роли Анастасии, рассказывает:
- Я работаю в студии театрального искусства под руководством С. Женовача. В кино снимаюсь впервые. Очень долгими были пробы. Тогда много говорили о роли. Историки расходятся в отношении образа Анастасии. Кто-то приписывает ей большое влияние, но ясно одно: жизнь царя очень изменилась после ее смерти.
Актер Александр Демидов, исполняющий роль Ивана Грозного, дополняет:
- Мой герой - глубоко мечущийся человек, на него влияла несомненно та обстановка, которая сложилась в его детстве, - предательства, убийства. Так что просто назвать его зверем никак нельзя. Если бы у Ивана Васильевича был выбор, он ни за что не стал бы царем... Ему постоянно приходилось решать проблемы - на Русь наступали враги. Грозный побил ливонцев, взял Казань, объединил страну. Главный вывод, который я сделал во время съемок, - России и сегодня нужно заглянуть внутрь себя.