В четверг Международный трибунал по бывшей Югославии вынес приговор трем высокопоставленным полевым командирам бывшей Освободительной армии Косово (ОАК).
На скамье подсудимых - бывший премьер края Рамуш Харадинай, полевой командир ОАК Лахи Брахимай и командир специального подразделения "Черные орлы" Идриз Балай. Еще до начала заседания в кулуарах МТБЮ говорили, за совершенные преступления албанским боевикам грозит 25 лет тюрьмы. Хотя защита до последнего настаивала на немедленном освобождении подсудимых "в связи с недоказанностью их вины".
Приговор оказался неожиданным для многих - трибунал прислушался к адвокатам и оправдал Харадиная и Балая. К шестилетнему тюремному заключению приговорен Брахимай. Однако и в этом случае вердикт оказался весьма мягким по сравнению с тяжестью совершенных преступлений.
Всего в обвинительном заключении было 37 пунктов. Большинство касаются трагических событий в сербской провинции в 1998-1999 годах. Среди прочего бывшим руководителям Косово ставят в вину преступления против сербов, цыган и не поддерживавших освободительную армию края албанцев, массовые убийства и этнические чистки. В числе обвинений также преследование, жестокое обращение, убийства, пытки, уничтожение имущества, незаконное задержание и депортация гражданских лиц. По словам бывшего генерального прокурора трибунала Карлы дель Понте, "речь идет об уродливых, грубых и насильственных преступлениях".
Примечательно, что за год судебных слушаний адвокаты не пригласили в зал заседаний ни одного свидетеля защиты.
Кстати
Не исключено, что у Международного трибунала могут появиться вопросы и к нынешнему премьеру Косово - Хашиму Тачи. Несколько дней назад на Западе были опубликованы мемуары экс-генпрокурора МТБЮ под названием "Охота: я и военные преступники". В книге Тачи и его ближайшие сподвижники прямо обвиняются в том, что контролировали операции по похищению мирных сербов с целью продажи их органов. Как призналась Карла дель Понте в интервью итальянской газете La Stampa, если бы о преступлениях албанцев стало известно ранее, ни о какой независимости Косово не могло быть и речи.