Украине не помогло заступничество американского президента: в НАТО ее не примут

Украина и Грузия не получат приглашения в НАТО. По крайней мере, на нынешнем саммите альянса. Не примут в НАТО и Македонию. Ей надо поменять название страны.

Таков, пожалуй, главный итог первого дня работы саммита Североатлантического блока в Бухаресте с участием глав государств и правительств 26 стран - членов альянса.

То, что Украину и Грузию не позовут в НАТО, стало известно еще накануне главного дня работы саммита во время торжественного ужина делегаций. В принципе, это было чисто протокольное мероприятие, на котором не предполагалось принимать каких-либо решений. Гости саммита съезжались на ужин, как на бал. В самом приподнятом настроении были канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. Оба, в отличие от остальных лидеров альянса, приехали в Бухарест без своих вторых половинок. А при фотографировании у входа во дворец заседаний чему-то радовались больше остальных. Слегка огорченным выглядел президент США Джордж Буш.

Рассказывают, что совсем мрачным президент США стал уже после ужина, когда выяснилось, что все его поистине титанические усилия по лоббированию приема в НАТО Украины и Грузии пошли прахом.

Настроение Бушу основательно испортила немецкий канцлер, которая сказала решительное "нет" планам США в отношении Киева и Тбилиси. Буш пытался было переломить ситуацию, пригласив Меркель на отдельную встречу "один на один". Но глава правительства Германии была непреклонной. Нет, нет и нет. Берлин, выражая общую позицию с Францией, Италией, Испанией, Португалией, Люксембургом, Данией и Голландией, выступил против Плана действий по членству в альянсе Киева и Тбилиси. В итоге высокое собрание, чтобы не перессориться, отложило вопрос по Украине и Грузии в "дальний ящик".

Аргументация Берлина, который возглавил на саммите неформальную "антиукраинскую" коалицию, проста и понятна. Киев, по словам канцлера Меркель, должен сначала прийти к "внутриполитическому консенсусу", то есть обеспечить более масштабную поддержку идеи вступления в НАТО в украинском обществе, которое в большинстве своем пока настроено к членству в блоке негативно. По опросам, планы "оранжевого" руководства Украины по вступлению в НАТО поддерживает не более 20 процентов жителей. Канцлер считает, что добровольно в Североатлантический альянс могут вступать те страны, где это стремление разделяют не только политики, но и население.

Позицию Берлина по Украине конкретизировал спикер фракции свободных демократов в Бундестаге Маркус Ленинг. По его словам, ничего не случится, если Украина еще год- другой подождет. Что же касается Грузии, то здесь ситуация еще проще. В НАТО, по словам Меркель, не место странам с региональными конфликтами. Тбилиси же до сих пор не урегулировал вопрос с непризнанными республиками Абхазией и Южной Осетией. А в НАТО, судя по всему, очень опасаются нестабильности, которую в потенциале несут с собой новоиспеченные "кандидаты". В связи с этим в кулуарах саммита и гигантского трехэтажного пресс-центра, который от количества пишущей братии в эти дни гудит, как разворошенный пчелиный улей, порой звучат идеи, что Украину с Грузией вообще было бы лучше не принимать в НАТО. А предоставить им какой-то особый статус типа "ассоциированного членства", чтобы они успокоились.

После вечерних дебатов первого дня саммита стало ясно: из Бухареста президенты Ющенко и Саакашвили, скорее всего, приедут домой с одними обещаниями. Главе Белого дома оказалось не под силу протащить их в альянс. Это подтвердил официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай. По его словам, он не надеется на положительное решение о подключении Грузии и Украины к Плану действия по членству в альянсе (ПДЧ). При этом он особо подчеркнул, что никакой "заслуги" России в таком вердикте нет, поскольку все члены НАТО выступают категорически против какого-либо влияния на их решения извне.

Утешить Киев и Тбилиси, испытавших в Бухаресте "холодный душ", пытался тоже неравнодушный к их атлантическим устремлениям генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. На пресс-конференции по итогам заседания Североатлантического совета на высшем уровне Схеффер заявил, что вопрос подписания Планов действий для членства (ПДЧ) в НАТО с Украиной и Грузией - это вопрос времени.

"Расширение НАТО не завершится после Бухареста,- заявил генеральный секретарь.- Украина и Грузия выразили свое желание стать частью евроатлантической семьи и частью НАТО. Несмотря на то, какое решение мы примем в ответ на их запрос о начале Плана действий относительно членства (ПДЧ), наше послание будет положительным и конструктивным: да, обе страны имеют свое место в евроатлантической интеграции. Наши двери открыты, и однажды, когда они будут отвечать нашим стандартам, упомянутые страны смогут войти в эти двери. Если они, безусловно, этого захотят".

Не повезло в Бухаресте и Македонии, чье вступление в альянс заблокировала Греция. И это еще одна сенсация саммита. Афины выступили против приема в НАТО Македонии, поскольку название этой страны совпадает с названием северной провинции Греции - родины Александра Македонского.

Выход у Скопье один. Хочешь в НАТО - надо менять название страны. Можно только догадываться, сколько миллиардов евро будет стоить маленькому государству поменять свое название. Дешевле просто не вступать в альянс. Во всяком случае, представители Македонии уже пригрозили покинуть саммит в Бухаресте.

С остальными кандидатами в НАТО - Албанией и Хорватией - проблем особых нет, и они, скорее всего, получат заветную "повестку" на военную службу в ряды альянса. Это значит - надо готовить солдат для отправки в "горячие точки". Афганистан - одна из них. Там у НАТО как раз не хватает военнослужащих.

компетентно

Константин Косачев, председатель Комитета Госдумы по международным делам:

Накануне приезда в Бухарест президента России Владимира Путина генсек НАТО сделал заявление, смысл которого заключался в следующем. Успех и прогресс на предстоящих переговорах в Бухаресте в рамках Совета Россия - НАТО по таким вопросам, как ДОВСЕ и ПРО, будет всецело зависеть от конструктивной позиции Москвы. Попытки переложить все с больной головы на здоровую предпринимаются НАТО не впервые. На самом деле именно Россия сделала максимум возможного для спасения системы договоров об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). Во-первых, мы скрупулезно выполняли положения и базового договора, и его адаптированной версии. Во-вторых, мы инициировали адаптацию ДОВСЕ, понимая, что к 1999 году основной договор уже окончательно устарел. Это была наша инициатива. И, в-третьих, мы договор уже ратифицировали в 2004 году, подтвердив тем самым нашу готовность его выполнять не только де-факто, но и де-юре.

Наши партнеры, напротив, искусственным образом создали увязку с Грузией и Молдавией и таким образом ушли от его ратификации. Де-факто, пользуясь несовершенством базового договора, НАТО фактически его нарушает, потому что все передислокации американских войск в восточном направлении, в те же самые Румынию, Болгарию, идут за счет так называемой "восточной квоты".

Все это устраивает американцев, поскольку они тем самым могут сохранять группу государств в Восточной Европе (страны Прибалтики, Словения) вообще вне договора и заниматься передислокацией войск, никого не спрашивая. Теперь нам говорят, что это вы разрушаете систему, вы заморозили свое участие в договоре. На самом деле все обязательства, что брала на себя Россия по договору, она выполнила еще к концу 2002 года. Все остальное - от лукавого. Выход из ситуации - ратификация документа нашими партнерами, присоединение к нему государств Балтии и Словении и совместная работа над новой версией договора. Так что слово - за НАТО.

Михаил Маргелов, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам:

Понятно, что отказ в приеме членов СНГ Грузии и Украины в План действий по членству в НАТО Россию удовлетворяет. Их прием нанес бы ущерб в сложившейся системе безопасности в Европе не в пользу Москвы. В части Украины - абсолютный. В части Грузии - геополитический. Возможно, что Старая Европа действительно понимает это. И ее "антиамериканский демарш" объясняется не только желанием не портить отношения с главным поставщиком нефти и природного газа.

Конечно же, формально Грузии отказано в приеме из-за размытости ее границ, а Украине - из-за отсутствия в стране общественного одобрения членства в НАТО.

Жаль, что партнерствовать с Россией старейшинам Евросоюза и НАТО приходится через голову своих закомплексованных транзитных новобранцев - стран Центральной Европы. Как и следовало ожидать, в большинстве своем именно эти страны дружно лоббировали прием в альянс Грузии и Украины. Все они по линии от Таллина до Софии настоятельно хотят доказать Старой Европе, что они "настоящие европейцы", а призрака польского плотника Петра, который сорвал одобрение французами евросоюзной конституции, бояться не стоит.

Сегодня за "разброд и шатания" модно критиковать ООН. Но, видно, и в других международных институтах, в том числе и в НАТО, по части единодушия дела обстоят не лучше. Нам же надо продолжать спокойно строить отношения с альянсом в соответствии с подписанным в 1997 году Основополагающим актом о сотрудничестве России и НАТО. В том числе потому, что, например, экзаменующая НАТО на прочность миссия Международных сил содействия безопасности в Афганистане объективно защищает наши южные границы.