Саратов собирает театральную молодежь для экспериментов

В одном из самых традиционных театров Саратова - тюзе Киселева вновь открылась творческая лаборатория "Четвертая высота. Новая драма. Другой театр".

Уже третий год подряд разговор о современной драматургии и нестандартные подходы к ее показу вызывают интерес российских и зарубежных профессионалов театра. А молодые зрители приходят не на традиционные спектакли, а на экспресс-читки и показы пьес, в этом году - авторов из России, Франции и Германии. Саратовцы - не изобретатели, подобные формы профессионального диалога известны. В Париже, например, есть даже целый шестизальный театр, где пьесы только "читают".

- Я впервые работаю с актерами, которые находятся на сцене с листами текста в руках, - говорит молодой режиссер Даниил Безносов из Москвы, ученик Сергея Женовача. - На подготовку нам дается всего три дня, и тем интереснее, что результат неочевиден.

До этого Даниил ставил Шекспира и Мольера, а теперь ему досталась современная бульварная драма "Трижды три желания" француза Жака Жуэ. Йохан Ботт второй раз приезжает из Германии. После прошлогоднего "Сыроежкина" Ксении Драгунской он взял "Дело чести" Лунца Хюбнера: "Пьеса о столкновении культур в современной Германии - материал очень трудный. Но ведь и для России эта тема становится актуальной".

Ну, и наконец, наш земляк, а ныне москвич Алексей Слаповский не только привез в Саратов новую книгу - сборник из 14 своих пьес под названием "ЗЖЛ. Замечательная жизнь людей". Еще в "Представлении о театре" он (драматург, писатель, сценарист, композитор) впервые выступит и в роли режиссера.

- На третий день работы с актерами я понял, как это тяжело и какая это отдельная профессия, - сказал Слаповский корреспонденту "РГ". - Жанр пьесы я определил как "неновая драма" - и это без всякого ехидства по отношению в лаборатории. Просто речь идет о традиционных вещах: "Что мы здесь делаем?" - "Живете вы здесь". А дальше начинаются проблемы - как живем, почему такЕ Я, кстати, завтра впервые и актером на сцене побуду, попробую прочитать роль "от автора".

Целью проекта, по мнению художественного руководителя тюза, народного артиста России Юрия Ошерова, двоякая. С одной стороны, знакомство саратовских зрителей с новым языком современной драматургии. А с другой, конечно же, знакомство с молодыми режиссерами в надежде на дальнейшее сотрудничество. Подобный опыт после лаборатории - с москвичкой Екатериной Гороховской, например - у театра уже есть.

Приезд ведущих театральных критиков, обсуждения после спектаклей, сценический семинар по современным театральным технологиям - это тоже "Четвертая высота".

Впервые в этом году отдельно выделили работу художников по свету (может, взяв пример с "Золотой маски"). Александр Панасюк показал свои музыкально-световые композиции "Танго со светом" на музыку Астора Пьецоллы и "Времена года" под скрипку Ванессы Мэй.

Мнение

Олег Лоевский, директор всероссийского фестиваля "Реальный театр", драматург, критик, член экспертного совета "Золотой маски" (Екатеринбург):

- Союз театральных деятелей России создает большую программу по развитию детского театра, и подобные лаборатории обязательно в нее включаются. С ними приходит и новая драматургия, которая редко входит в текущий репертуар, и молодая режиссура - не из традиционного круга театра, и новые возможности для актеров. А главное - удается привлечь нового зрителя - того, кто не хочет ходить в "консервативный" театр. Иногда это выходит за рамки одной недели творческой лаборатории. Мы вот, например, в екатеринбургском тюзе пьесу "Изображая жертву" уже два с половиной года и играем в обычном варианте, и "читаем".