В четверг президент Владимир Путин поздно вечером прилетел в Бухарест, где уже третий день идет саммит НАТО. Сегодня ему предстоит непростой разговор с членами альянса в рамках Совета Россия-НАТО.
Последний раз на столь высоком уровне встреча России и Североатлантического альянса проходила в 2002 году. Собственно, тогда-то и появился на свет Совет. С тех пор обстановка в мире изменилась - Россия укрепила свои позиции в мире, саморазвитием занимается и НАТО, присоединяя к альянсу все новые государства. Спустя шесть лет эти процессы столкнули Москву и альянс не где-нибудь, а на постсоветском пространстве, изрядно усложнив двусторонние отношения.
Активное желание некоторых членов альянса, в частности США, принять в свои ряды Украину и Грузию, а также ответное стремление этих стран войти в НАТО в Москве вызывали беспокойство. Именно вопрос сближения Киева и Тбилиси с Североатлантическим блоком стал центральным в рамках румынского саммита НАТО. Подписывать с ними План действий по членству или повременить? В рядах альянса по-прежнему не было единства. Если в США с зеленым светом для Украины и Грузии уже давно определились, то в Западной Европе ряд стран оценивают потенциальных кандидатов, мягко говоря, скептически. Против того, чтобы дать Киеву и Тбилиси статус претендентов на членство, выступают в первую очередь Германия и Франция, которых поддерживает еще несколько членов альянса.
В Кремле тоже указывают на некоторые несоответствия Украины и Грузии нормам членства в НАТО. Так, в Грузии до сих пор неурегулированы территориальные споры, а в Украине значительная часть общества выступает против членства в альянсе.
Это, правда, не мешало Вашингтону продавливать среди своих партнеров предоставление Украине и Грузии ПДЧ. В Москве логику таких настойчивых действий американской администрации увязывают в том числе с необходимостью дальнейшего сотрудничества с Россией. "Для НАТО востребованность России как партнера будет возрастать", - не сомневается источник в Кремле. Однако в Вашингтоне просто не хотят откладывать принятие столь раздражающего Москву решения на время президентства Дмитрия Медведева. Лучше провести его еще при Путине, чтобы вести диалог с новым российским лидером как бы с чистого листа, когда он будет вынужден свыкнуться с новой политической действительностью.
Противники немедленного присоединения Украины и Грузии к НАТО из Европы, видимо, руководствовались приблизительно той же логикой - только с точностью наоборот: накануне вступления в должность нового российского президента не хотели портить с ним отношения. К тому же перед Евросоюзом стоит вопрос о начале переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Россией.
Но не только расширение НАТО на восток беспокоит Россию. Озабоченность вызывают также приближение военной инфраструктуры, планы отдельных членов блока по размещению в Восточной Европе систем ПРО, ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Существенный элемент непредсказуемости в партнерство вносят отдельные процессы трансформации деятельности НАТО. В частности, все отчетливее прослеживаются претензии альянса на глобальную роль в сфере безопасности - действия блока выходят за пределы зоны своей географической ответственности.
На все это Владимир Путин и собирается обратить внимание партнеров из НАТО. "Президент исходит из необходимости лично донести до партнеров наше видение ситуации в мире", - отмечает источник в Кремле. Приезда российского лидера некоторые натовские чиновники ждали с плохо скрываемым беспокойством. Видимо, мюнхенская речь Владимира Путина им хорошо запомнилась, как и иногда предельно жесткая риторика, когда периодически ему приходилось комментировать действия западных партнеров.
Между тем эхо румынского саммита еще наверняка раздастся на побережье Черного моря в Сочи. Уже завтра сюда по приглашению российского лидера приедет президент США Джордж Буш, чтобы провести последние переговоры с уходящим в мае со своего поста Владимиром Путиным. Эта встреча будет своеобразным ответом российской стороны на оказанный в июле 2007 года Владимиру Путину прием в семейном поместье Бушей в местечке Кеннебанкпорт на атлантическом побережье.
Список тем для переговоров немногим отличается от тех, что сегодня будут обсуждаться на Совете Россия-НАТО: все та же натовская проблематика, ситуация вокруг Косово, американская ПРО в Восточной Европе.
По-прежнему расхождения между Москвой и Вашингтоном существуют и в двустороннем вопросе по новому Договору о стратегических наступательных вооружениях. Хотя положительным моментом в Кремле считают тот факт, что американские партнеры подтвердили готовность придать будущему документу юридически обязывающий характер. Однако в частностях позиции сторон расходятся. Так, США предлагают подвести под ограничения только оперативно развернутые боеголовки - те, что непосредственно монтированы на носителях. А в этом случае боезапасы на складах окажутся вне правового поля, с чем Кремль, конечно же, не согласен.
В Кремле эту встречу расценивают как политически значимую. Дело в том, что именно в эти выходные Владимир Путин и Джордж Буш могут принять совместный документ о стратегических рамках российско-американских отношений. Это будет своеобразная дорожная карта для сотрудничества на перспективу, сигнал для будущих президентов России и США.