04.04.2008 02:50
    Поделиться

    Помогут ли лесные аукционы сохранить российские леса

    Прошедшие недавно аукционы на право заключения договоров аренды лесных участков в Московской области вызвали бурную реакцию средств массовой информации. Мнения полярно разделились. Одни углядели в этом попытку инвесторов заполучить дорогую землю, другие - реальную возможность спасти лесные угодья от пагубного воздействия цивилизации.

    Общественное, значит - ничье

    Мегаполису тесно в своих границах. Город растет, закатывая в асфальт еще вчера зеленевшие луга, возводя бетонные коробки на месте вырубленных аллей и парков. Москва ширится. Не в силах сдержать в своих тесных объятиях горожан, она выплескивает их наружу. Уставшие от дикого ритма прогресса люди устремляются в леса, под сень спасительной листвы.

    Здесь лирике конец. С этого момента - жестокая действительность. А она заключается в том, что редкий обитатель мегаполиса сегодня относится к лесному богатству с уважением и полной ответственностью за свои действия. Установка - общественное, значит ничье - накрепко засела в сознании народонаселения. Подмосковные леса все больше напоминают поле боя: мусорные завалы, зияющие прогалины вырубленного массива, раны от непогашенных костров. По данным Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", 100 процентов (!) пожаров в нынешнем году произошли по причине неосторожного обращения с огнем. Всего с начала пожароопасного сезона из-за непотушенных костров, сигаретных окурков, умышленного поджога в России пострадало более 800 гектаров леса.

    Конечно, формально за каждой лесной территорией закреплено конкретное федеральное государственное учреждение. Однако на практике далеко не все лесхозы в силу финансовых проблем и больших лесных территорий могут полноценно выполнять возложенные на них функции по охране, защите и воспроизводству лесов. Очевидно, что нужно искать иной управленческий подход. И передача земли во временное пользование под рекреационные цели - тот вид арендных отношений, которые предполагают проведенные в Подмосковье аукционы, кажется наиболее оптимальным решением проблемы. Подчеркнем: речь идет именно об аренде лесных участков. Несмотря на то, что территория передается в пользование частному лицу, ее хозяином остается государство. Еще до начала аукциона все заявленные участки регистрируются в собственности Российской Федерации. Арендовать лесной участок и построить на нем особняк или дачный поселок никто не даст.

    Ни шага в сторону

    Чтобы понять, оправданы ли опасения противников аукционов относительно сохранности леса, обратимся к типовому договору аренды лесных участков. Его подписание всеми сторонами процесса - обязательное и неизменное условие вступления в права временного пользования.

    В соответствии с документом за арендатором закреплен целый перечень обязательств, которые он должен неукоснительно соблюдать. Приведем наиболее важные с точки зрения сохранения лесного массива пункты.

    Арендатор должен разработать проект освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. Любое несоответствие в представленном документе обозначенным целям передачи земли влечет за собой наложение ограничений на реализацию проекта. Поводом к отказу послужит, например, намерение арендатора заняться капитальным строительством или заготовкой древесины. Помимо этого временный владелец обязан ежегодно подавать лесную декларацию, в которой должно быть четко прописано, что именно он намерен делать на вверенном ему участке.

    Отдельным пунктом прописано обязательное обеспечение противопожарной безопасности на арендованной территории. Временный пользователь обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство (!), реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов. Договор обязывает арендатора также прокладывать просеки и противопожарные разрывы, создавать системы и средства предупреждения и тушения лесных пожаров. К ним относятся как пожарная техника и оборудование, так и необходимое снаряжение.

    Оговорены в договоре и санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке. Причем заниматься этим арендатор должен не по собственному усмотрению, а ровно в те сроки и в тех объемах, которые указаны в проекте освоения лесов.

    В случае уничтожения верхнего плодородного слоя почвы, повреждения или захламления водоемов арендатор обязан привести участок в прежнее состояние.

    Если же арендатор по каким-то причинам не выполняет возложенные на него обязательства, договор может быть расторгнут в судебном порядке, а участок повторно выставлен на аукцион.

    Языком цифр

    По информации Управления лесного хозяйства по Московской области и Москве, на аукционы по договорам аренды лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, был выставлен 61 участок общей площадью 940 гектаров. Сумма начальной цены лотов составляла 60 миллионов рублей, по завершению аукционов эта цифра выросла до 120 миллионов рублей. Вместе с задатком за участие в аукционе победивших заявителей в федеральный бюджет поступило более 180 миллионов рублей.

    Примечательно, что помимо полученной от аукционов прибыли, бюджет сэкономил еще и на затратах на ведение лесного хозяйства. Теперь это бремя полностью легло на плечи арендаторов.

    Впрочем, было бы ошибкой считать, что это все финансовые издержки, которые понесли нынешние временные пользователи лесных участков. Кроме суммы за участие в аукционе (равняется годовой арендной плате выставленного на аукцион лота) и непосредственно стоимости продажи права аренды, победители аукционов должны будут ежегодно - на протяжении 49 лет - вносить арендную плату за полученный лесной участок. Она в свою очередь подлежит ежегодному умножению на коэффициент, учитывающий инфляцию в стране.

    Справка "РГ"

    Из 1 млн 900 тыс. га лесов Московской области в аренде находятся 4669 га.
    4669 га земель лесного фонда дадут в бюджет государства за срок аренды 53,8 млрд рублей, в том числе декабрьская сдача в аренду пополнит бюджет на 9,2 млрд рублей.

    Чужие здесь не ходят

    Казалось бы, передача лесных участков в аренду под рекреационные цели является действенным способом сохранения лесного фонда. Запрет на капитальное строительство в границах арендованной территории практически сводит на нет опасность вырубки зеленых насаждений и нарушение экологического баланса. Однако представители общественных природоохранных организаций видят в арендных отношениях другую проблему: в стремлении оградить лесной участок от воздействия извне, арендаторы могут существенно сократить общественный доступ к лесным массивам.

    Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц:

    - При передаче лесного участка в аренду государство сохраняет за собой право собственности. Это в большинстве случаев правильный подход в сфере лесных отношений. Однако даже при таких условиях аренда лесной территории может доставить неприятности. И главным образом рядовым гражданам.

    Мы не против передачи лесных участков в аренду. Мы против непроработанности, нечеткости и лазеек в условиях заключения договоров аренды. Одновременно, сегодня возможность участия общественности в процессе управления лесами не может быть реализована из-за ликвидации реальных механизмов, которые существовали даже в советское время. В результате ограничиваются или затрудняются возможности использования права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).

    Мы можем столкнуться с очень неприятной ситуацией. Под предлогом того, чтобы обеспечить пожарную безопасность, сохранить лесные ресурсы, арендатор может огородить участок. И отправившись однажды на прогулку по излюбленному маршруту, человек вдруг наткнется на глухой забор. Поэтому при заключении договоров на длительную аренду необходимо оговаривать ряд условий, которые сохранят доступность леса для людей.

    В Соединенных Штатах Америки, например, нельзя отгородить лесное озеро, не оставив часть береговой линии для общественного доступа. В России такой подход, к сожалению, не закреплен в законодательстве. Лесной кодекс не предусматривает ограничений, какой именно процент от рекреационной территории может быть отведен утверждаемым чиновниками планом освоения лесов под "рекреационную" инфраструктуру. А ведь именно декларация и план освоения лесов теоретически являются основным рычагом воздействия на недобросовестных арендаторов. Если арендатор нарушил оговоренные условия, то любой человек должен иметь возможность подать на него в суд за ущемление собственных прав.

    В итоге складывается двоякая ситуация: с одной стороны, стоит арендатор, отвечающий за сохранность переданной ему во временное пользование территории. С другой - возникает вопрос о неприкосновенности права граждан на доступ в лес. И здесь много зависит от сознательности самих арендаторов.

    А для того чтобы все возможные противоречия в интересах разрешались легитимно, действующее законодательство требует доработки.

    P.S.

    На сегодняшний день лишь 0,24 процента (!) всех подмосковных лесов находится в аренде. Цифра насколько ничтожно мала, настолько и перспективна.

    Пока идет только обкатка арендных отношений. Небольшой процент задействованной в них территории позволяет избежать катастрофических последствий в случае непредвиденных сбоев. Но этот же незначительный процент арендованных участков показывает и открывающиеся перед областью возможности сохранения лесных ресурсов.

    Поделиться