Крупнейший аэровокзальный комплекс "Домодедово", с его зданиями и сооружениями, которые использовались группой компаний "Ист-Лайн", будет возвращен в федеральную собственность.
Такое решение Арбитражный суд Московской области принял еще в январе этого года. На днях апелляционный суд оставил решение без изменения. Однако точка в многолетнем споре государства с частной компанией пока не поставлена. Представитель "Ист-Лайна" заявил информагентствам, что будет подана кассационная жалоба. Тех зданий и помещений аэровокзала, которые Росимущество требует "изъять" в собственность государства в связи с незаконной приватизацией, уже нет. На их месте построен новый комплекс.
В Росимуществе "РГ" напомнили, что до 1997 года аэровокзальный комплекс "Домодедово" принадлежал на праве собственности Российской Федерации. Комитет по управлению имуществом Московской области, не имея полномочий на распоряжение федеральным имуществом, дал согласие госпредприятию "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации" на отчуждение аэрокомплекса. При этом денег за свое имущество российская казна так и не получила. В ведомстве считают, что вступившее в силу решение суда лишает "Ист-Лайн" возможности пользоваться федеральным имуществом. А его дальнейшая эксплуатация должна осуществляться исключительно на возмездной основе.
Сейчас Росимущество упрекают в том, что "Ист-Лайн", вложив почти миллиард долларов в развитие аэровокзального комплекса, должен теперь "безвозмездно" отдать все это добро государству. Таким образом, Росимущество якобы пытается национализировать частную собственность.
С такой интерпретацией в Росимуществе категорически не согласны. "Имущество аэровокзального комплекса было выведено из госсобственности с нарушениями, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель пресс-службы Росимущества Дмитрий Никитенко. - А пресловутый успех бизнесменов основан на том, что они изначально за бесценок получили дорогостоящее федеральное имущество в собственность".
Почему так получилось? На этот вопрос Дмитрий Никитенко отвечать не стал, напомнив только, что сейчас в судах рассматриваются несколько уголовных дел в отношении чиновников, допустивших злоупотребления.
Кстати, в агентстве напомнили, что предпринимателям предлагалось в суде пойти на мировую еще три года назад. Для этого надо было провести независимую оценку утраченных зданий, пересчитать их стоимость с учетом упущенной государством выгоды и вернуть деньги Российской Федерации. В ответ "Ист-Лайн" предложил компенсацию в сумме 1 миллион долларов, что соответствует стоимости около 250 долларов за квадратный метр аэрокомплекса. Росимущество эта цена не устроила. Она, по мнению чиновников, составляет по меньшей мере 500 миллионов долларов. От проведения повторной оценки в "Ист-Лайне" отказались, избрав путь судебной защиты.
И теперь если кассационную жалобу "Ист-Лайна" суд не удовлетворит, то компании придется расстаться с аэрокомплексом. Некоторые эксперты задают вопрос: "Не потеряет ли государство в борьбе за свое имущество нечто большее - лучший аэропорт Европы, которым управляет успешная компания?" На это Дмитрий Никитенко ответил, что "государство не заинтересовано в том, чтобы искусственно создавать дискомфорт успешно работающему предприятию, от деятельности которого зависят судьбы миллионов пассажиров". И Росимущество надеется, что позиция самих бизнесменов в этой ситуации будет конструктивной. Имеется в виду, что компания должна признать, что комплекс является федеральной собственностью. И его дальнейшее использование будет осуществляться в строгом соответствии с законом. А поскольку "Ист-Лайн" - профессиональная команда менеджеров, имеющих серьезный опыт управления аэропортом, она не должна бояться конкурсных процедур по выбору управляющей компании для аэрокомплекса, считают в Росимуществе.
Тем временем
В Росимуществе "РГ" сообщили, что ситуация с Домодедово не уникальна. Сейчас принимаются меры по приведению в правовое поле имущественных отношений в московских аэропортах Шереметьево и Быково, в аэропорте Красноярска и Кольцово в Новосибирске. А в целом количество судебных дел с участием Росимущества и его территориальных органов составляет сегодня свыше 35 тысяч.