03.04.2008 02:42
    Поделиться

    Михаил Максимов: "Во времена реформ у нас каждый человек побывал "антикризисным управляющим"

    О том, как убрать барьеры, препятствующие росту малого и среднего бизнеса, говорили в конце прошлой недели на заседании госсовета в Тобольске. Чуть раньше варианты решения этой проблемы, а также других масштабных задач мы обсуждали с первым заместителем председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию Михаилом Максимовым на "деловом завтраке" в Уральском представительстве "Российской газеты".

    Российская газета: Михаил Игоревич, с момента назначения министром экономики и труда вы не только много ездите по области, но и очень активно участвуете во всех экономических конференциях. Нащупали болевые точки?

    Михаил Максимов: Наверное, будет слишком популистским говорить, что за полгода мы поняли, как все проблемы решать. Речь идет не о болевых точках, а о том, что надо создать в области среду, которая бы позволила экономике развиваться. Я уверен, что социальную сферу нужно развивать планово. Но экономику в сегодняшних условиях одним лишь созданием программ не поднять.

    РГ: В последнее время в правительство Свердловской области пришли молодые люди, в числе которых и вы. По вашему мнению, означает ли это, что меняется формация руководителей?

    Максимов: Наш губернатор очень четко понимает, как область должна развиваться в каждый период времени. И в зависимости от поставленных целей он подбирает и команду - людей, которые именно в этот момент могли бы наиболее эффективно реализовать задачи регионального масштаба. Сейчас и перед областью, и перед страной стоят очень интересные задачи, но решить их, используя старые подходы, не получится - нужно совсем другое мышление. Нужно не опекать бизнес, а помогать ему; не собирать с предприятий их планы, а потом формировать из них программы, а разрабатывать свою программу и воплощать ее в жизнь. Мы, конечно, должны подталкивать предпринимателей, ставить более амбициозные задачи и под них искать компании, которые будут эти задачи реализовывать. То есть, создавая программу, идти не от земли, а от мечты - пусть экспертной, но мечты.

    РГ: Вы пришли во власть из другой среды. Вы не сталкиваетесь с тем, что многие чиновники относятся к бизнесу пренебрежительно?

    Максимов: Президент сказал всем чиновникам, что нужно помогать предпринимателям и хватит с них драть три шкуры. Это посыл от первого лица государства, а чиновник - лицо подотчетное. На самом деле среда везде одна, просто задачи иногда разные. В бизнесе они более конкретные. Однако цель административной реформы - чтобы задачи госаппарата были не размыты, чтобы чиновник отвечал за свою работу по таким же критериям, что и менеджер на предприятии.

    Сегодня интерес у государства и бизнеса общий - увеличить производительность труда в четыре раза. Бюджет формируется главным образом из двух источников - налогов на прибыль и на доходы физических лиц. Если мы хотим построить больше больниц и школ, нужно поднять зарплату и увеличить прибыль в реальном секторе. А к этому путь только один - модернизация, повышение эффективности производства. И это понимают все.

    РГ: В вашей официальной биографии сказано, что вы занимались выведением предприятий из кризиса. Вам этот опыт сейчас помогает?

    Максимов: Во времена реформ у нас каждый человек побывал "антикризисным управляющим" - выводил из кризиса либо предприятие, либо хотя бы свою семью. Сейчас задача стоит другая - развитие, а оно требует многократно больших усилий. Кризис - это понятно: утонул корабль, вон берег - греби до него, сколько сил хватит. А развитие - это совсем другое: надо прежде всего понять, куда вообще грести.

    РГ: А какие у Свердловской области основные ориентиры: куда же все­таки грести?

    Максимов: Я бы взял за основу структуру занятости. А ее определяет эффективность экономики. Невозможно, копая яму лопатой, получать достойную зар­плату. Люди должны переходить в те сектора, где выше производительность и где больше платят. А мы должны помогать эти сектора создавать, поддерживая инициативу бизнеса.

    РГ: У нас пока самая высокая зар­плата на металлургических предприятиях. Будет ли со временем меняться структура региональной экономики в сторону инновационного производства?

    Максимов: Металлургия - это основа, стержень региональной экономики. И металлурги в поддержке государства не особо нуждаются. Наша задача - сосредоточиться на тех, кто не имеет таких ясных перспектив развития. Я просто не люблю лозунги. Когда я слышу "инновации", "нанотехнологии" - это все хорошо, но некорректно говорить об отдельных направлениях, которые стоит поддержать: невозможно решить за предпринимателя, что ему делать, куда вкладывать деньги. Это такая огромная масса инициативных людей, которую не подменит ни одно министерство экономики. Главное этим людям создать доступ к ресурсам. Они сами найдут сферы их применения.

    РГ: Вы говорили о создании благоприятных условий для того, чтобы бизнес из других регионов пришел к нам, на Средний Урал. Что, на ваш взгляд, нужно в первую очередь сделать, чтобы возрос поток инвестиций в область?

    Максимов: Еще раз подчеркну: я верю в среду, а не в программу. Не нужно обольщаться, что если зарегистрировать особую экономическую зону, то уже завтра пойдет вал инвестиций. Работа по формированию благожелательной к бизнесу среды достаточно сложная, и она требует постоянного внимания на всех уровнях власти. Например, сейчас в связи с изменениями в законодательстве очень усложнилась процедура экспертизы проектов - не только при возведении жилья, но и для тех, кто хочет построить новый цех, новую фабрику. Это явный тормоз развития предпринимательской активности, и мы работаем над тем, чтобы устранить его.

    Что касается крупных проектов, нужно переходить от поддержки к участию. Чтобы привлечь бизнес, надо снизить риски. А риски минимальны в том случае, когда государство и бизнес несут их вместе. Чтобы предприниматель понимал: когда он приходит в Свердловскую область, начинает строить завод, а власть подвела к этой площадке дорогу, газ - это значит, что мы его не бросим, будем поддерживать, поскольку вложили бюджетные средства.

    Еще один момент - кадровый потенциал. Дефицит кадров, особенно квалифицированных, все более ощутим, и люди будут мобильны. Человек, устраиваясь на работу, обращает внимание не только на условия труда, но и на условия жизни. И это очень важно. Как и то, что если на территории нет инициативных, уверенных в себе людей, которые готовы рисковать, которые горят желанием реализовать свои идеи, если они не чувствуют поддержки власти, то развитие экономики высокими темпами невозможно. Ведь во главе любого процесса стоит человек с горящими глазами. Важно для таких людей создать максимально благоприятные условия, чтобы они не бились о стенку бюрократических преград, а занимались самым главным - создавали свой бизнес, свое производство и не переживали, что с этим бизнесом будет дальше. Что и область, и муниципалитет так же заинтересованы в развитии их бизнеса, как и они сами.

    РГ: В последнее время очень много говорится об устранении преград, мешающих развитию малого бизнеса. Что делается в нашем регионе в этом плане?

    Максимов: Именно в нашей области, одной из первых в стране, была введена практика поддержки малого бизнеса - аналог немецких институтов. Сейчас стоит задача предоставить предпринимателям целевую поддержку. Роль малого бизнеса в первую очередь в том, что он доводит продукт от научной разработки до серийного производства. У нас же в стране он пока сосредоточен в основном в сфере торговли и услуг. Нужно так перестроить институты поддержки малого предпринимательства, чтобы оно пошло в сферу высоких технологий.

    РГ: Недавно малый бизнес Свердловской области подписал трехстороннее соглашение с властью и профсоюзами. Сами предприниматели не скрывали, что их буквально заставили  взять на себя практически невыполнимые обязательства. Как вы оцениваете перспективы этого соглашения?

    Максимов: Есть предприятия, которые могут работать с очень хорошей прибылью, но они отравляют окружающую среду. И задача власти, чтобы такие предприятия вытеснялись с территории. Точно так же у многих предпринимателей есть стремление использовать дешевую, неквалифицированную рабочую силу, вместо того чтобы внедрять новые технологии. И трехсторонние соглашения задают в этом плане ориентиры.

    Власть должна отстаивать интересы общества, в том числе и в отношениях с бизнесом. Согласно последним исследованиям по конкурентоспособности, у нас огромные диспропорции в экономике: есть компании, по производительности труда в 20 раз отличающиеся друг от друга. Тот, кто на порядок менее эффективен, просто не должен существовать, и мы обязаны создать такие условия, что он либо модернизирует свое производство, либо на его место придет другой. Мне кажется, это нормальный подход.

    РГ: Но, кроме кнута, должны быть и какие­то пряники. Используются ли для этого налоговые льготы на региональном уровне и другие механизмы?

    Максимов: Налоговые льготы хорошо привлекают крупные корпорации: если у компании миллиардный оборот, получив пятипроцентную льготу, она сэкономит 50 миллионов. А для малого бизнеса налоговая льгота, которую мы дадим сегодня, завтра будет съедена штрафом за противопожарную безопасность или еще за что­нибудь. Для них важней снижение рисков и доступность финансовых ресурсов.

    РГ: Ресурсы сейчас есть, в том числе и из федерального бюджета выделяются средства на реализацию региональных проектов. Но беда зачастую в том, что мы не можем как следует представить свои задумки в Москве.

    Максимов: Это действительно существенная проблема. К примеру, сейчас мы боремся за получение статуса особой портовой зоны, чтобы привлечь дополнительные федеральные средства на развитие территории вокруг аэропорта. Планировалось, что бизнес сам создаст концепцию, просчитает затраты, подготовит все документы, а мы к этому пакету должны лишь "приделать ноги" - добавить лоббистский ресурс и защитить проект. Но зачастую бизнес не хочет брать на себя подготовку такой документации, финансировать подготовку проекта - когда еще эти деньги вернутся!

    РГ: Пример с портовой зоной, наверное, очень показательный. Сейчас много говорят о государственночастном партнерстве или частногосударственном. Какое все­таки слово должно стоять впереди? Кто должен выступать с инициативой такого партнерства?

    Максимов: Безусловно, партнерство должно быть частногосударственным. Потому что государство только поддерживает инициативы предпринимателей. Есть, конечно, крупные проекты, типа самолетостроения, атомной отрасли, где без прямолинейного вмешательства государства ничего не сдвинется. Но в те сферы, где предпринимательская активность и без того развита, государству входить нельзя. И еще надо сопоставлять государственные вложения с частными - скажем, со 190 миллиардами частных инвестиций в основной капитал, которые пришли в экономику области в прошлом году. Если государство при этом приходит с одним - двумя миллиардами, то лучше на эти деньги детские сады построить.

    РГ: В мае в Свердловской области традиционно проходит Российский экономический форум. И раньше всегда подчеркивалось, что он не носит инвестиционного характера. Но в этом году все­таки происходят некоторые сдвиги в этом направлении. С чем это связано?

    Максимов: Нынешний форум будет все же больше теоретическим, но на нем будут обсуждаться проблемы инвестиционной политики регионов: что региональная власть может сделать для того, чтобы помочь развитию экономики на своей территории. В целом же на форум нужно смотреть с двух сторон: чем он может быть полезен региону и тем, кто сюда прилетает. Мы должны использовать РЭФ, чтобы максимальное количество людей знало о нашем регионе, о том, что это мероприятие интересно, чтобы они захотели вернуться и дальше вести дела с областью. Но нам необходимо занять свою, особую нишу, сделать так, чтобы форум в Екатеринбурге стал событием, чтобы сюда стремились предприниматели и люди науки. Но для этого требуется новый подход к его организации.

    Досье "РГ"

    Михаил Максимов, первый заместитель председателя правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию - министр экономики и труда. Курирует комплекс вопросов по формированию государственной экономической, социально­трудовой и финансовой политики Свердловской области.

    Родился 8 октября 1974 года в городе Переславль Ярославской области. Окончил Государственную финансовую академию при правительстве РФ; работал в администрации Сергиева Посада (Московская область), где занимался решением вопросов привлечения инвестиций и выведения предприятий из кризиса, затем перешел в крупную московскую промышленную группу "НИТОЛ", которую вскоре и возглавил. С июля 2003 года начал работать в екатеринбургском аэропорту Кольцово, с 2005 года - генеральный директор аэропорта. Затем работал генеральным директором ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", Москва. С октября 2007го - министр экономики и труда Свердловской области.

    Поделиться