27.03.2008 01:59
    Поделиться

    Мастер современного искусства открыл в Челябинске выставку коллажей и акварелей

    Абстракционист Рефат Мамутов выставил в галерее "Окно" серию своих коллажей и акварелей "Движение". Его художественный мир формируется двумя-тремя мазками кисти, он состоит из обрезков газет, цветной бумаги и игральных карт.

    Казалось бы, какое тут искусство, если даже кружочки, полоски и буковки Мамутов вырезает из бумаги неровно, как небрежный школьник, если неровны линии простого карандаша, если кисть оставляет на бумаге неуверенные следы: то пробелы, то кляксы...

    Молодежная публика, несмотря на свою прогрессивность, ходит по галерее с несколько обескураженным видом и в полголоса интересуется: "А вы не подскажете, что имел в виду автор в рисунке "Леда. Лист 4"?.."

    Однако Рефат Мамутов не просто профессионал. Последнее очевидно: серия "Похищение Европы", "Леда" - женщины, созданные тремя-четырьмя линиями. Один мазок - лицо, два - руки, и еще один, похожий на отраженный знак вопроса, - все остальное тело. Видимая простота и легкость одного движения, которым создается сразу, без черновиков и исправлений, абстрактный мир. Поэтому Мамутов еще и очень честный художник: он не оттачивает технику, чтобы понравиться зрителю и искусствоведам. Он не впадает в символизм и ложную многозначительность. Он оставляет зрителю свободу творческого видения: вы один на один с мыслью художника, простой, как булавка, и глубокий, как дно самого глубокого ущелья. У вас получится свое "Ожидание", если вы в газетном обрезке и трех кусочках цветной бумаги увидите человека в широкополой шляпе на берегу моря, качающихся в волнах чаек и восходящее солнце. А может, это просто речка, возле которой стоит рыбак с длинной удочкой?

    Галерейщики, привозившие Рефата Мамутова в Челябинск семь лет тому назад, помнят художника несколько более ярким и основательным: он представлял тогда свою масляную живопись. Со временем сама плоскость холста перестала удовлетворять художника - он занялся объемными объектами. И становится раз от раза все тоньше и обобщеннее: Мамутов вернулся к плоскости, чтобы провести по ней несколько линий, чтобы наложить на нее несколько обрезков бумаги. Удивительно, но этого легкого жеста вполне достаточно, едва ли не с избытком, чтобы ваша мысль обрела почву для воображения.

    Глядя на работы художника и недоуменные лица публики, искусствоведы исподтишка улыбаются: Рефат Мамутов не просто художник, он доцент кафедры рисунка Нижнетагильского худграфа. Мамутов, судя по всему, и десятки студентов своих учит так же беззастенчиво тратить цветную бумагу и талант.