24.03.2008 02:00
    Поделиться

    В год 200-летия Николая Гоголя его творчество предстанет в куклах

    Следующий, 2009 год объявлен ЮНЕСКО годом Николая Васильевича Гоголя. Реестр праздничных акций только начинает формироваться, а в одном из московских музеев - в галерее Анастасии Чижовой уже началась подготовка необычного проекта - большой экспозиции кукольных персонажей из гоголевских произведений. Основой ее станут работы недавно ушедшей из жизни художницы Олины Вентцель.

    Только что одна из выставок галереи Анастасии Чижовой вернулась из Парижа, где в Российском центре науки и культуры с огромным успехом была показана коллекция Олины Вентцель "История человечества в куклах" - масштабный проект, над которым художница работала более 20 лет. Среди ее персонажей Чингисхан и Нефертити, Наполеон и Жозефина - 44 уникальных кукол, представших в проекте галереи не просто экспонатами, но и "артистами": они участвуют в динамичном действе с помощью компьютерной графики, световых и звуковых эффектов. Это производит неизгладимое впечатление на зрителей, и генеральный директор галереи Анастасии Чижовой Александр Генкин считает, что новая кукольная композиция из гоголевских персонажей должна быть также выстроена как мини-спектакль.

    Российская газета: Показ кукол в мультимедийном пространстве был апробирован вами в Париже, на выставке "История человечества в куклах"?

    Александр Генкин: Да, и этот опыт себя оправдал. Поэтому гоголевская композиция будет работать по тому же принципу. Некоторая часть кукол уже готова, и мы приложим все усилия, чтобы осуществить идею Олины Вентцель по созданию этой коллекции. Также намерены показать в Москве и мультимедийный мини-спектакль, с успехом проходивший во Франции. Представьте себе затемненный зрительный зал, в котором расставлены куклы. На огромном экране - египетские пирамиды. Яркий луч прожектора выхватывает из зала кукол - "древних египтян" - Эхнатона и Нефертити. Через несколько секунд пирамиды рассыпаются, освобождая место другой картинке. Куклы ведут нас от эпохи к эпохе, заставляя задуматься о том, как мы живем, о нашей планете с ее войнами и техногенными катастрофами. Эта необычная музейная концепция очень актуальна, и не случайно нас пригласил в свои выставочные залы Парижский музей армии, чтобы мы еще раз показали во Франции свой проект. Нами также заинтересовался владелец "исторического парка", находящегося в предместьях Парижа. Это третий по величине и значимости парк в Европе, где нам предложено построить павильон и влиться таким образом в проект, цель которого - знакомить людей с историей.

    РГ: А в России не возникало идеи сделать что-нибудь подобное?

    Генкин: К сожалению, в России пока ничего подобного нет: даже столичные парки в лучшем случае ориентируются только на развлекательные аттракционы. Надо бы, конечно, не просто развлекать, а, развлекая, просвещать, воспитывать, пробуждать интерес к той же истории. Это необходимо в первую очередь подрастающему поколению. Мы много говорим сегодня о национальной идее, об утере духовных ценностей, и при этом все чаще встречаются подростки, которые не знают даже основных страниц и событий своей истории.

    РГ: Что мешает осуществить такого рода проект?

    Генкин: В нашем случае необходимы хороший участок земли где-нибудь в ближнем Подмосковье и дороги к нему. Все остальное мы сделали бы сами. Представляете - "Парк истории" под Москвой! Сколько интересного можно было бы придумать! Уже нынешним летом мы планируем все три месяца показывать одну из наших коллекций на территории Государственного музея-заповедника "Архангельское". А Российское посольство в Швейцарии пригласило нас на празднование Дня России 12 июня в Берн. Мы планируем показать в кукольной экспозиции историю нашей страны с ее богатой культурой и традициями. Фонд галереи постоянно пополняется новыми персонажами: буквально на днях достойное место среди фарфоровых персон заняла "Семья Романовых". Эту работу, начатую Олиной Вентцель, завершали ее ученики, и мы, вместе с нашими искусствоведами и консультантами, придирчиво вникали в каждую деталь исторических костюмов, рассматривали каждый шов. Разумеется, речь не шла об исторической достоверности. Главное - передать дух эпохи, основные приметы времени, в котором существует персонаж. К выставке в Берне постараемся завершить работу над куклой Александра Суворова. Ведь переход Суворова через Альпы - это факт мирового значения! Почему бы не напомнить об этом в канун праздника?

    Поделиться