19.03.2008 05:00
    Поделиться

    Умер Энтони Мингелла - режиссер фильмов "Английский пациент" и "Талантливый мистер Рипли"

    Смерть Энтони Мингеллы - как гром среди ясного неба. 54-летний режиссер, успевший сделать всего десяток фильмов, возвращается из экспедиции в Ботсвану, где снимает для ТВ картину "Детективное агентство "Леди N 1", сверкает улыбкой на "Оскаровской" церемонии, где был номинирован "Майкл Клэйтон", его продюсерский проект, - и вдруг его уже нет.

    Это был очень талантливый человек. Видно в каждом кадре. В своих картинах он многостаночник: режиссер, продюсер, сценарист, даже композитор. А начинал как театральный драматург, до прихода в кино успевший получить призы "Самый многообещающий автор" (за пьесу "Сделано в Бангкоке") и премию "Лучший оригинальный и правдивый автор" (за пьесу "Искренне, глубоко, безумно"). Отдал дань телережиссуре и дебютировал в кино экранизацией своей пьесы "Искренне, глубоко, безумно". Его главный фильм - "Английский пациент", который принес 42-летнему режиссеру мировой успех и 9 "Оскаров". В этом фильме он осуществил свою мечту, появившуюся еще в детстве, когда он посмотрел киноэпос "Лоуренс Аравийский" Дэвида Лина, - снять кино в африканской пустыне. Получилась картина, жанр которой невозможно определить: там и эпос, и военная драма, и экзотическая love story, и шпионский триллер. И потом он всегда снимал в этом своем сугубо авторском жанре.

    Одна из лучших его картин - "Талантливый мистер Рипли". Здесь он вступил в состязание с великим французом Рене Клеманом, сделав ремейк экранизации романа Патриции Хайсмит. И не проиграл: получилась лента яркая, плотная по эмоциям, одновременно обаятельная и зловещая - в ней скрытые пороки человеческой натуры, ее темные глубины представали в каком-то особом, мерцающем, почти мистическом свете, который позволял гулять фантазии, но сбивал с толку записных морализаторов.

    Запоминалась и "Холодная гора" - там тоже эпос (действие происходило во время гражданской войны в США) тонул в потемках человеческих душ, где сразу лишался привычной торжественности и патетики.

    Очень успешным был дебют Энтони Мингеллы в качестве режиссера музыкального - два года назад он поставил в Метрополитен-опера "Мадам Баттерфляй" Пуччини. Кроме телефильма о ботсванском детективе, он участвовал в международном киноальманахе "Нью-Йорк, я тебя люблю" и готовился к экранизации романа Лиз Дженсен "Девятая жизнь Луи Дракса".

    Он был на самом разбеге, и впереди угадывалось еще многое. Но приходится подводить итоги. И фразу "Мы ждем фильмов Мингеллы" надо переписать на "Мы любим кино Мингеллы". Начинается вторая жизнь режиссера - уже на экранах и в памяти. Она будет долгой.

    Поделиться