В столице будущих Игр-2014 туристу непременно предложат купить сувенир, связанный со снежной Олимпиадой. Олимпийская тематика звучит и в названиях некоторых фирм, в том числе и иногородних. Однако к официальной символике Игр они имеют мало отношения. Придется ли отвечать за это производителям, продавцам и руководителям фирм?
В основном изображения на майках, кепках, шарфиках, кружках и других поделках эксплуатируют стилизованные изображения, несколько напоминающие те, которые использовались, когда Сочи ходил в городах-кандидатах. Продавцы говорят, что привезли товар из Турции и других южных стран. Однако есть серьезное подозрение, что изготавливают сувениры поближе.
Эксплуатируют Олимпиаду и по-другому: если посмотреть на рекламные щиты торговых фирм и инвесторов-застройщиков, без труда можно обнаружить словосочетания, которые так или иначе связаны с данной тематикой.
Между тем использование слов "олимпийский", "олимпик" и логотипов "Сочи2014", не оговоренное специальными соглашениями, - занятие вовсе не безопасное с правовой точки зрения. По крайней мере, недавно принятые законы, которые должны регулировать ход подготовки к зимним Играм, направлены в том числе и на защиту олимпийской символики, логотипов и специфических словосочетаний.
Не сказать, что об этом здесь не знают. Пока город боролся за право проведения Игр, было сделано немало, чтобы просветить публику должным образом. Не раз об этом рассказывали члены заявочного комитета "Сочи2014", было много публикаций, телерепортажей и пресс-конференций. Однако уже с июля, когда Сочи победил в олимпийской гонке, товар, символизирующий будущие Игры, графическая продукция и слоганы появились как из-под земли.
- Россия взяла на себя обязательства защищать олимпийскую символику, на сей счет есть контракт с Международным олимпийским комитетом, - говорит генеральный директор Оргкомитета "Сочи2014" Дмитрий Чернышенко. - Для борьбы с нарушениями на сегодняшний день сформирована правовая база, там предусмотрена серьезная ответственность за незаконное использование символики и слоганов - вплоть до уголовной.
Тем временем сотрудники одной из силовых структур только в Хостинском районе изъяли из оборота 17 тысяч бутылок выставленной на продажу водки, на этикетках которой красовались недвусмысленные призывы отведать "олимпийский напиток", а изображения давали понять, о какой именно Олимпиаде идет речь.
Это не первый случай, когда производство ликероводочной продукции примазывается к будущим зимним Играм в Сочи. В декабре прошлого года на заседании наблюдательного совета по подготовке Олимпиады-2014, посвященном вопросам охраны интеллектуальной собственности Международного олимпийского комитета (МОК), первый вице-премьер российского правительства Александр Жуков демонстрировал собравшимся водку под названием "Олимпийская". На бутылке - символика "Сочи2014" и пять олимпийских колец. Жуков напомнил, что такое производство не вписывается в рамки регламентов, принятых в олимпийском движении.
А еще в июле, когда Сочи только получил право провести зимние Игры, одна из российских компаний, ранее неизвестная на алкогольном рынке, объявила о выпуске под разными названиями 16 сортов "олимпийской водки", которые она якобы готовится официально зарегистрировать. С подобными же заявлениями тогда выступили один из крупнейших московских ликероводочных заводов и завод из города Выкса, который выпустил серию напитка в бутылках, где помещались серебряные монетки с надписью "Сочи2014". Все эти "коммерческие предложения" были тут же дезавуированы Олимпийским комитетом России как несанкционированные. Что, как видно из недавнего инцидента в Хостинском районе, не остановило поток контрафакта.
Пока по-настоящему активные действия по искоренению "левой" олимпийской продукции не начались. Однако они готовятся.
Комментарий
Александр Эренбург, полковник, начальник пресс-службы Сочинского УВД:
- Сейчас подразделения, занятые проверками потребительского рынка, занимаются в основном профилактической работой: объясняют, что использовать олимпийскую символику и слоганы без разрешения нельзя. Сами названия фирм и товаров порой дезориентируют потребителя, поскольку показывают, что та или иная структура имеет какое-то отношение к олимпийскому движению и тематике, чего в действительности нет.
Профилактика незаконного использования таких лейблов - это не "перегибы на местах", а обычная мировая практика. Известно, что даже обычный плакат, рекламирующий город, который готовится к проведению Олимпиады, выставленный в витрине магазина, может привести к серьезному штрафу. И это делается в различных странах в рамках специальных полицейских рейдов.
У нас подобные рейды начнутся в ближайшее время. Поскольку мы предупредили коммерческие структуры о возможной ответственности и этап разъяснительной работы заканчивается, пусть никто не обижается, если такая ответственность наступит.