06.03.2008 01:54
Поделиться

Фильм режиссера Даниеля Леконта о Борисе Ельцине разочаровал уральцев

В Доме кино французский режиссер Даниель Леконт показал уральцам свой 52-минутный документальный фильм "Борис Ельцин. Детство лидера". Фильм был снят в 2001 году, однако широкий показ в России проходит впервые.

По словам самого мсье Леконта, он вполне отдавал себе отчет, насколько рискованное предприятие затеял: в России к фигуре Ельцина относятся неоднозначно, а в Екатеринбурге отношение и вовсе особое, почти родственное. Оговорюсь сразу, картина многих разочаровала: наивно-добросовестный взгляд иностранца на события российской истории, свидетелями которых все мы были, а потому каждый из нас считает себя экспертом. Никакой новой информации о герое (а откуда ей взяться на паханом-перепаханном поле биографии Бориса Николаевича). Сомнительная искренность комментариев бывших партийных бонз и господина Бурбулиса. Детский восторг комментариев за кадром: "Между Ельциным и русским народом возникает что-то простое и ясное". Все это очень мешало восприятию и вызывало в зале то иронический смех, то приступы зевоты.

Но были в картине Даниеля Леконта и интересные моменты: многие по-новому увидели Наину Иосифовну, глубоко переживавшую за мужа, но редко высказывавшуюся так искренне, как здесь. Ряд хроникальных эпизодов тоже не оставил равнодушным. Но насколько разочаровал сам фильм, настолько очаровательным оказался сам мсье Леконт, искренне отвечавший на вопросы.

- Мсье Леконт, это не первый ваш фильм о России, откуда у вас такой интерес к нашей истории?

- От самой России. В этой стране есть величие, как в хорошем, так и в плохом. Есть дыхание. И романтика. Ваша история касается не только русских, но и всего человечества. Вашей историей и литературой вы смогли задать миру великие вопросы, и мы не остались к ним равнодушны. Вы же сами хотели отклика по всему миру, и почему вас теперь удивляет, что мы вас услышали?

- Были ли вы лично знакомы с Борисом Николаевичем? Почему вы не дали ему высказаться?

- Я встречался с Ельциным. Он меня очаровал! Но фильм Борис Николаевич не видел, потому что в то время был уже болен. К тому же принцип моих картин, а я снял уже серию фильмов о мировых политиках, - не давать слова герою, о нем говорят люди из его окружения. И таким образом история развивается благодаря разным ракурсам. А я избегаю соблазна подпасть под обаяние личности и быть необъективным.

- Почему фильм заканчивается на том, что Ельцин становится президентом? Не собираетесь ли вы снимать продолжение?

- Я показал то лучшее, что Ельцин сотворил в своей жизни. Я описал его вклад в историю человечества. А то, что он делал потом, уже дело русских оценивать. Поэтому продолжения не будет.

- Каким вы увидели Бориса Николаевича?

- Он был человеком, совершенно нетипичным для партийной номенклатуры. Очень умным. Он сумел пройти по узкой тропинке - оставаясь внутри системы, он нашел ресурсы для осуществления своих реформ. Он был один - и одновременно умел заключать союзы с людьми, которые были против него. Он сумел заключить союз с народом.

- Как приняли ваш фильм во Франции?

- Публике он очень понравился, знаю, что люди ходили по нескольку раз. А профессионалам и СМИ - не очень. У нас больше любят Горбачева, он был более понятен и приемлем для Европы. Он был воплощением иллюзии того, что коммунизм можно сохранить.

- Трудно ли вам было снимать в России?

- Честно говоря, да. Например, заставить Горбачева говорить о Ельцине - это было нелегко. Нам не очень были рады. Порой приходилось пробивать стены. Я еще в провинции побывал, на родине Ельцина - это потрясение! До сих пор я бывал в России только в больших городах… Но вы же тут живете, значит, нормально. Мне очень понравилось снимать кино в России!