07.02.2008 05:30
    Поделиться

    В мурманских судах свидетели заговорили "электронными" голосами

    В мурманских судах свидетели заговорили "электронными" голосами. Голос становится неузнаваемым после его обработки звуковой специальной аппаратурой. Подобные меры вызваны страхом людей перед преступниками и их подельниками.

    Как выяснил корреспондент "РГ", сейчас в закрытых административно-территориальных образованиях Мурманской области проходит акция, в ходе которой силовики агитируют всех потенциальных свидетелей не бояться давать показания в судах. Работники прокуратур выступают по радио и телевидению, а в ближайшее время в местных администрациях будут читать доклады о том, как защищает свидетелей закон.

    Сила давления

    Давление подозреваемых и их сообщников на свидетелей, в результате которого многие изменяют свои первоначальные показания или вовсе отказываются от них, превратилось для правоохранительных органов Мурманской области в большую проблему. Очень часто на четких свидетельских показаниях держится все обвинение.  Если они изменятся, даже матерый уголовник может отделаться условным сроком, а то и вовсе быть оправданным.

    - Ежемесячно мы рассматриваем по 30-50 уголовных дел, из которых треть - это тяжкие и особо тяжкие преступления, - рассказала корреспонденту "Российской газете" помощник Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Виктория Тесля. - Это убийства, причинение тяжкого вреда здоровью и другие преступления подобного рода. Каждый месяц происходит несколько случаев, когда под давлением обвиняемой стороны свидетели меняют свои показания.

    По данным МВД РФ, 60 процентов граждан, ставших жертвами преступлений, вовсе не обращаются в правоохранительные органы. Большинство из них просто боится мести преступников. Ежегодно в стране свидетелями преступлений выступают около десяти миллионов человек. Примерно четверть из них в ходе уголовного процесса меняет свои показания.

    Восемь радикальных мер

    В связи с этим с января 2005 года действует закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Закон предусматривает восемь радикальных мер по защите свидетелей - от смены документов и фамилии человека до полного изменения его внешности.

    Свидетель может получить электрошокер, бронежилет, газовый баллончик, поменять документы, скрыться на конспиративной квартире, уехать на новое место жительства и даже сделать пластическую операцию за счет силовых структур. Помимо этого, их участие в процессе может быть засекречено. Однако до недавнего времени в Мурманской области такие меры не применялись: очевидцы преступлений предпочитали вовсе не связываться с судами, опасаясь мести злоумышленников. Но преступность в регионе продолжает расти, и совсем недавно появились первые случаи реальной защиты свидетелей.

    Например, недавно в Ленинском суде рассматривалось дело по ограблению одного из мурманских предпринимателей на сумму более полумиллиона рублей. Голос свидетеля, благодаря которому преступление было раскрыто, изменили с помощью специальной аппаратуры, а сам он находился в другой комнате и давал показания с помощью видеосвязи. В другом случае свидетель стоял за дверью и сообщал суду нужные сведения шепотом. Человек по другую сторону двери, слушая этот шепот, затем воспроизводил его громко для всех.

    Такие меры, безусловно, нужны, считают силовики. Без них порой невозможно наказать преступника адекватно его злодеяниям. Но у программы по защите свидетелей есть слабое место - малое финансирование и отсутствие четких механизмов ее реализации. На это в бюджете региона выделено лишь несколько миллионов рублей. Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель начальника управления по борьбе с организованной преступностью областного УВД Игорь Михайлов, для смены документов или места жительства этих денег явно недостаточно. Действительно, трудно представить, чтобы при нынешних ценах на жилье милиция приобрела квартиру для какого-либо свидетеля в другом регионе. Да и сам закон об оперативно-розыскной деятельности предусматривает защиту свидетелей, что делается в Заполярье уже давно. Например, случалось, что их квартиры во время судопроизводства круглосуточно охранял спецназ.

    Кроме того, часто приходится защищать не свидетелей, а самих силовиков. Как сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела собственной безопасности областного УВД Михаил Пшеничный, сейчас в Первомайском суде Мурманска рассматривается уголовное дело, в ходе которого пришлось прибегнуть к мерам защиты в отношении одного из сотрудников УВД, поскольку имели место серьезные угрозы в его адрес. В месяц подобное может происходить не раз.

    Комментарий

    Виктор Захаров, председатель Мурманской областной коллегии адвокатов:

    - Я бы никогда не доверил свою жизнь программе защиты свидетелей. Она совершенно неэффективна. В первую очередь, безопасность свидетеля - это секретность его участия в процессе. Бывает так: со свидетелем начинает работу один оперативник, а заканчивает другой, потому что первый уволился. О какой секретности тут можно говорить? В прошлом году в Мурманске расследовалось дело об убийстве. Свидетель сообщил некоторые сведения оперативному работнику, и практически в тот же день об этом узнали все, в том числе потерпевшая сторона. Люди потому и боятся заявлять в милицию о совершенных преступлениях, что уверены: через пять минут вся округа будет говорить о том, что такой-то настучал на такого-то. По сути дела, проблема безопасности свидетелей сводится к кадровой проблеме МВД. Квалификация многих силовиков оставляет желать лучшего. Единственная структура, которая действительно защищает свидетелей - это ФСБ. Она не так подвержена коррупции и огромной текучести кадров в силу своей элитарности.

    Поделиться