Башкирскую молодежь перестали привлекать рабочие специальности

В угоду интересам абитуриентов учреждения профтехобразования вынуждены менять профиль обучения.

Предложение без спроса

Около 160 тысяч вакансий по рабочим специальностям было зарегистрировано в республике на начало 2008 года, - об этом корреспонденту "Российской газеты" сообщили в Управлении федеральной государственной службы занятости населения по РБ. В профессиональных училищах и лицеях сегодня обучается 30,5 тысячи человек, в прошлом году из их стен вышло 18 тысяч квалифицированных рабочих. Казалось бы, огромное поле деятельности для системы профтехобразования - только набирай учеников. Спрос будет. Однако не стремятся вчерашние школьники выучиться на токарей, слесарей, наладчиков, фрезеровщиков, трактористов-машинистов. Они предпочитают получить профессию повара-кондитера, продавца-кассира.

Чтобы избежать недобора учащихся, в минувшем году 25 учреждений начального профессионального образования республики из 102 существующих пошли на уступку абитуриентам. С учетом поданных заявлений здесь частично изменили установленную планом профильную структуру приема. В промышленном Белебее, например, вместо группы наладчиков деревообрабатывающих станков набрали коммерсантов для сферы торговли.

- В будущем году проблема с приемом может стать еще острее, - сказала корреспонденту "РГ" начальник отдела Минобразования РБ Зульфия Ворохова. - Конкуренция на образовательном рынке возрастает. В связи с введением системы подушевого финансирования школы будут заинтересованы в том, чтобы оставить у себя максимальное количество учащихся, окончивших девятый класс. А для одиннадцатиклассников наиболее привлекательными по-прежнему являются вузы или, в крайнем случае, колледжи.

Кому нужен  "пэтэушник"?

Под занавес минувшего года руководители регионов ПФО совместно обсуждали волнующую всех проблему профтехобразования. Одной из причин нынешнего критического положения был назван перекос в образовательной политике, начавшийся в 90-е годы. "В результате произошло резкое падение престижа рабочих профессий, всем захотелось получить высшее образование, хотя сегодня уже никто не может сказать, нужно ли оно, - заметил полпред президента России Александр Коновалов. - Система профтехобразования оказалась в тяжелом, даже кризисном состоянии, из которого до сих пор выбирается с большим трудом".

"Далеко не каждый руководитель предприятия, несмотря на острую нужду в рабочих руках, согласится принять на работу выпускников профтехучилищ, так как уровень их подготовки зачастую не соответствует требованиям современного производства, - признается председатель Союза работодателей РБ Владимир Шолом. - Вызывают вопросы и техническое оснащение училищ, и готовность учащихся к восприятию современных технологий, а порой и качество преподавания. Но мы теперь участвуем в поиске решения этой непростой проблемы вместе с работниками образования, государственными структурами".
Так что надежда на позитивные перемены есть.

В поиске новых моделей

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях поставлена задача перехода к инновационной экономике. Подготовку кадров для нее уже нельзя вести по старинке. Поэтому в республике началась реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, вырабатываются новые модели.

За последние два года укрупнены за счет объединения учреждения НПО в Салавате, Ишимбае, Октябрьском, Мелеузе, Туймазах, Альшеевском районе. В 2007 году созданы первые двухуровневые профессиональные учебные заведения. Профтехучилище № 61 присоединено к Уфимскому топливно-энергетическому колледжу, профессиональный лицей № 137 г. Уфы преобразован в Уфимский колледж предпринимательства, экологии, дизайна с правом подготовки специалистов по программам как начального, так и среднего профобразования.

Смена вывески - лишь первый шаг. Теперь новым учебным заведениям надо нарабатывать опыт, которого пока в регионе нет.

Время собирать кадры

О сложной ситуации в системе начального профессионального образования "Российская газета" уже писала ("Непроходная тема", № 284 от 13 ноября 2007 года). Поиск решения проблем продолжается. Как было отмечено на совещании в ПФО, работодателям сегодня нельзя оставаться в стороне. Без них не обойтись при прогнозировании потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах, именно руководители промышленных предприятий могут качественно организовать проведение производственной практики учащихся, решить вопрос с оплатой их работы, найти другие стимулы привлечения ребят к рабочим профессиям. В их силах организовать и стажировку мастеров производственного обучения на предприятиях - для знакомства с особенностями современного производства. Единичные примеры положительного опыта в республике уже имеются. Конечно, все это непросто и довольно затратно, однако недаром говорят: что посеешь, то пожнешь. Поэтому есть смысл делать вложения в обучение будущих кадров. Без такого внимания профтехучилища так и будут существовать сами по себе, как трава на обочине.

Из первых уст

Елена Козлова, заместитель министра образования РБ:

- При подготовке кадров начального и среднего звена значительное место мы отводим промышленно-техническому профилю. На долю отраслей промышленности, строительства, транспорта приходится 49 процентов выпуска. Это соответствует структуре занятого населения по отраслям экономики. В Башкортостане реализуется целевая программа укрепления материально-технической базы учреждений НПО. В 2006-2007 учебном году им передано техники, оборудования и оказано материальной поддержки на сумму 306 миллионов рублей, что составило 26,6 процента от объема бюджетного финансирования.