18.01.2008 03:00
    Поделиться

    20 городов и поселков Подмосковья стали участниками эксперимента по местному самоуправлению

    131-й Федеральный закон - основной закон, регулирующий сферу местного самоуправления, - вступит в полную силу только в следующем году, однако несколько городских и сельских поселений Московской области уже с начала этого года получили все полномочия. В качестве эксперимента.

    Теперь главы местных администраций уже не могут обвинить в своих бедах вышестоящую власть - дескать, она виновата, что село не благоустроено или город плохо готов к зиме. Все вопросы на своей территории органы местного самоуправления должны решать сами. Готовы ли к такой ответственности вновь образованные поселения Подмосковья? Не снизится ли в них качество жизни? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил Олег Иванов, исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области.

    Российская газета: Олег Борисович, поселениям предложили участвовать в эксперименте в "добровольно-принудительной форме"?

    Олег Иванов: Нет, решение принималось по желанию местных органов власти. Со своей стороны областная комиссия по содействию развития местного самоуправления оценивала финансово-экономическое состояние потенциальных участников эксперимента, наличие необходимой нормативно-правовой базы и даже кадровый состав органов местного самоуправления. В основном были взяты крупные поселения, в которых успешно работают предприятия, от которых в местные бюджеты поступают значительные финансовые средства. В результате эксперимент начался в 9 поселениях Сергиево-Посадского района, 3 - Мытищинского района и в Люберцах. Еще 7 поселений в Люберецком, Щелковском и Талдомском муниципальных районах уже несколько лет осуществляют все 32 полномочия. Главное новшество эксперимента состоит в том, что с этого года все его участники финансируются не на основе сметы расходов и доходов, а имеют свой бюджет.

    РГ: Приходилось слышать опасения от некоторых глав поселений: мы не справимся не только с наполняемостью бюджетов, но даже с их разработкой.

    Иванов: Перед началом эксперимента самую активную помощь им в этом оказало министерство финансов области. В течение этого года оно подготовит методические рекомендации, которые помогут поселениям справляться с этой задачей самостоятельно. А вот наполнять бюджеты им, конечно, придется самим.

    РГ: По расчетам областных специалистов, в 2009 году, когда собственные бюджеты появятся у всех поселений Подмосковья, лишь у трети из них будет профицит в размере 12 миллиардов рублей. Бюджеты около 70 процентов поселений окажутся убыточными...

    Иванов: Вероятно, это так. Увы, при современной налоговой политике большинству муниципальных образований трудно быть самодостаточными. В случае финансовых затруднений им есть кому прийти на помощь: планируется, что из районного и областного фондов бюджетного выравнивания будут выделяться дотации.

    РГ: Главный источник местного бюджета - земельный налог. По некоторым оценкам, только 60 процентов жителей Подмосковья его заплатили. Сколько же денег нужно иметь, чтобы закрыть эти дыры?

    Иванов: Чтобы помочь людям все-таки заплатить земельный налог, многие муниципальные образования вводят льготы для пенсионеров, инвалидов, малоимущих семей. Тем самым сбор этого налога улучшается. Но очевидно, что в ближайшее время придется принимать еще какие-то меры.

    РГ: Есть ли надежда на то, что территории смогут использовать для своего развития в скором времени еще и часть налога на прибыль?

    Иванов: На Общероссийском собрании советов муниципальных образований России, которое состоялось осенью минувшего года, президент России Владимир Путин заявил, что даст поручение правительству законодательно закрепить это положение. В свое время Совет муниципальных образований Московской области направил обращение в адрес председателя правительства Российской Федерации: дать субъектам РФ право закреплять за муниципальными образованиями дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов с учетом экономического положения и налогового потенциала муниципальных образований. Надеемся мы и на то, что будет установлен порядок поступления налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщиков. С этим предложением Московская область также обращалась в федеральные органы власти, и сейчас они прорабатываются Министерством финансов РФ.

    РГ: А готовы ли главы поселений профессионально и психологически к работе в новых условиях?

    Иванов: У многих глав есть опыт управления территориями. Но у некоторых имеются чрезмерные амбиции, не подкрепленные реальными возможностями. Такие главы поселения порой плохо идут на сотрудничество с руководством муниципальных образований, забывая о том, что задача у них общая - повышать качество жизни людей.

    РГ: И федеральное законодательство не предлагает механизмов для такого сотрудничества?

    Иванов: Да. Ищем их сами. Например, на территории каждого муниципального района предполагается создать совещательные органы, куда войдут главы муниципальных образований и председатели советов депутатов. Это даст возможность им тесно взаимодействовать.

    РГ: Первый опыт создания таких органов уже есть?

    Иванов: В Мытищах действует координационно-консультативный совет, куда входят главы муниципальных поселений, председатели советов депутатов района и поселений. На его заседаниях еженедельно обсуждаются злободневные вопросы жизни как района, так и поселков. Есть и другие примеры. Например, все поселения Сергиево-Посадского района объединились в некоммерческую организацию - районный совет муниципальных образований, в рамках которого наиболее важные вопросы решаются сообща.

    РГ: А чем займутся в этом году поселения, которые не вошли в эксперимент?

    Иванов: Сейчас активно ведется работа по установлению границ всех муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. После этого будет произведено межевание на местности. Завершается процесс разграничения муниципального имущества. При "разделе" не обошлось без конфликтов. Они были спровоцированы неопределенностью статуса различных объектов, ведь один и тот же дворец спорта или культуры мог находиться как в поселении, так и в муниципальном районе. Это и приводило к спорам. Сейчас поселениям необходимо создать правовую базу, которая позволит им реализовывать свои полномочия. В этом им помогает наш Совет. Только за прошлый год в качестве образцов утверждено более 30 правовых положений, разработанных нами по разным направлениям.

    РГ: Как вы думаете, почувствуют ли жители Подмосковья, что реформа меняет жизнь к лучшему?

    Иванов: Все будет зависеть от расторопности власти на местах. Например, я часто бываю в городском поселении Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района и вижу, как во многом благодаря усилиям главы город оживает. Появился свой бюджет, идут инвестиции. Улицы чистые, в домах тепло. Будет ли так в каждом подмосковном городе - покажет время.

    Поделиться