Поделиться

    Испытания опытной подлодки "Саров" начнутся в 2008 году

    Громкий скандал, разразившийся в сентябре нынешнего года из-за разглашения сведений о некоей секретной подводной лодке, строящейся в России, три месяца спустя благополучно разрешился. Пресс-служба Севмаша официально уведомила о выводе со стапеля опытовой подводной лодки Б-90 "Саров", признав тем самым таинственное детище своим.

    Но и в Нижегородской области, откуда произошла утечка информации, теперь уже не скрывают, что с новой субмариной их связывает не только название "Саров", данное в честь ведущего российского ядерно-оружейного центра. В Нижнем, как известно, находится Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова (ОКБМ), где разрабатывались реакторы для большинства советских и российских атомных подводных лодок. И там же - еще более известное ПО "Красное Сормово", на стапелях которого долгие годы строили такие подлодки.

    Не получая более госзаказа на строительство серийных АПЛ, заводские инженеры и их давние партнеры из ОКБМ принялись искать себя, что называется, в малых формах. Тем более что еще в конце 1980-х на "Красном Сормово", по неофициальным данным, заложили экспериментальную подлодку под кодовым названием "Сарган". Одна из задач, которая при этом решалась, - установка на дизельной подводной лодке компактного ядерного реактора в качестве резервной двигательной установки. Цель - дать флоту сравнительно недорогой и надежный боевой корабль, способный автономно действовать в подводном положении как дорогостоящая АПЛ.

    - Опытовая подводная лодка является универсальным испытательным стендом, - сообщает руководитель пресс-службы Севмаша Михаил Старожилов.

    - Она предназначена, - вторят ему и коллеги из ВМФ, - для испытаний боевых и не боевых необитаемых подводных аппаратов, а также других видов морского вооружения и подводной техники, их прототипов и действующих моделей, включая опытные образцы...

    При этом подчеркивается, что подводная лодка Б-90 "как испытательный стенд рассчитан на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций". Из последующего диалога выясняется, что технический проект таинственного корабля разработан специалистами ЦКБ морской техники "Рубин" еще в 1989 году. Строительство было начато тогда же на "Красном Сормово" и продолжено на Севмаше. Заводские ходовые и государственные испытания планируется провести в 2008 году.

    Церемония вывода корабля из цеха в этом случае была не публичной - в ней приняли участие лишь руководители предприятия, представители проектных организаций и ВМФ. Командир подлодки - капитан

    1 ранга Сергей Крошкин. Тот самый, кто имел неосторожность приоткрыть завесу тайны над кораблем во время сентябрьской встречи с шефами в городе ядерщиков Сарове.

    Каким чудом удалось ему избежать начальственного гнева, гадать не будем, а пожелаем лучше семь футов под килем.

    Поделиться