17.12.2007 04:20
    Поделиться

    Александр Ф. Скляр: Музыка несуществующего города

    Лидер группы “Ва-Банкъ” Александр Ф. Скляр представил необычную премьеру - альбом "Город Х". В новом релизе он постарался совместить современную рок-музыку, мировое кино и опыт глобального осмысления действительности в духе знаменитых произведений Джорджа Оруэлла. О получившейся анти-утопии - жанре для отечественного рока исключительном - Александра Ф. Скляра расспросил обозреватель “РГ”.

    Российская газета | Еще никто в роке не додумывался до издания под одной обложкой собственного CD и киноклассики - в данном случае фильма Федерико Феллини "Город женщин". Чем вызван столь концептуальный эксперимент?

    Александр Скляр | Я давно хотел записать альбом о жизни мегаполиса. О данностях, которые в нем существуют, о проблемах, об отчуждении людей. И о том, с чем трудно, невозможно бороться. По крайней мере, я не знаю - как?! Что можно предпринимать артисту. Или жить так, будто бы ничего не происходит. Или - выбрать для себя маленький островок собственной независимой свободы. И с этим выдуманным островком и работать. При этом - не отражать реалии, а создавать их гипотетически, в своем уме. Очень произведения искусства создавались именно так. Если кому-то не дано родиться в век пиратских стихий, а он любит море, корабли и авантюрную жизнь - то что можно сделать? Сесть и написать роман под названием "Остров Сокровищ". А если хочешь стать китобоем, но не можешь выходить в море по семейным обстоятельствам, то что делаешь? Правильно - сочиняешь "Моби Дик"! Так вот и я создавал этот новый альбом "Город Х" - фактически современную рок анти-утопию.

    РГ | Диск у вас заканчивается трагично. Почему бы, обладая художественным даром, не создать произведение конструктивное,  ищущее "свет в конце тоннеля"?! Новый "Город солнца", например?

    Скляр | Хороший вопрос. Если честно, такое желание у меня было. Но я отталкивался от того, что мне внутренне более органично. Так вот - мне естественнее создавать не утопию, а - анти-утопию. Уходить от реальности, которая меня как личность не во всем устраивает. Почему собственно Город "Икс"?! Потому что я населил его людьми, которые мне особенно интересны. И теми, кого я хорошо знаю: Капитана Ахава (из "Моби Дика"), рискованных парней-контрабандистов, еще не потерявших вкус к жизни, других колоритных персонажей. И конечно Васю-Совесть (впервые он появлялся в альбоме Ва-Банка "Нижняя Тундра", написанном параллельно с одноименным рассказом Виктора Пелевина - Прим. А. А.). Теперь этот парень  - главный действующих герой песни "Предательство и контрабанда" - фактически трех историй, о предательстве, в том числе - предательстве любимой женщины…

    РГ | В итоге у рок-музыканта получился по сути - саундтрек к несуществующему фильму?

    Скляр | Да! Но еще больше - к несуществующему городу. Совсем не Солнца и абсолютно не сказочному, хотя аллегорий и подтекста здесь вдоволь.

    РГ | Почему появилась идея дополнить альбом "Город Х" переизданием DVD фильма Федерико Феллини и выпуском их под одной обложкой?

    Скляр | Первичной была идея создать симбиоз искусств. Хотя больше всего мне, конечно, хотелось издать собственный альбом. Я записал "Город Х" еще в начале года, но он долго лежал на полке. Я не знал, как его выпустить. Фирмы, которые занимаются изданием CD не могли понять, как им продавать "Город Х". Ну еще бы - не сборник хитов про любовь Оли и Коли, а странный альбом, населенный удивительными, необычными персонажами. Я думаю, что у нас и "Моби Дик"-то из 10 человек читал в лучшем случае один, а еще один - просматривал… Кому был нужен мой "Город Х"? Руководители рекорд-компаний мне открыто заявляли: "Саня, все-то у тебя слишком сложно. Ты чего-нибудь попроще пиши! Тогда нам будет понятно, как это все продавать. А так в итоге нам и на радио нечего из твоего диска поставить…"

    А я на каком-то этапе своей жизни решил: "А с какой стати мне писать попроще? Чтобы им было легче продавать?!" Это нелепая мотивация для артиста…У меня есть концертные программы, которые востребованы. Это - мой основной хлеб. Там играются наиболее простые вещи, которые, видимо, публике нравятся, плюс они видят живого музыканта, который видимо неплохо их исполняет. Но это - максимум компромисса, на который я могу пойти. Но чтобы еще и альбомы попроще делать?! Нет, тогда уже ребята, это не ко мне. А если я не хочу делать альбомы попроще, то мне нужно искать другие формы их издания. И я просто ждал этого момента, был уверен, что мне его подскажет сама жизнь. И это произошло: летом мне без проб предложили маленькую роль в кино - я сыграл у режиссера Игоря Лебедева психоаналитика. А этот человек попутно является директором прокатной линии "Другое кино". И я подумал: "А почему бы и нет? И них - другое кино, у меня - другая музыка…" Все очень походит, одна аудитория… 

    РГ | Почему вы выбрали именно Феллини?

    Скляр | Я сказал Игорю: "Ты выпускаешь довольно много странных с точки зрения мэйнстрима фильмов. А не хочешь ли попробовать издать и мой странный альбом. Если попробовать найти у тебя какой-то ближайший релиз, который может компилироваться с моим "Городом Х"? Он послушал мой альбом, он ему очень понравился. После чего Игорь показал мне график выхода очередных DVD. И я сразу наткнулся на Феллини, помню этот замечательный фильм! И говорю: "Ну вот - у меня "Город Х", здесь "Город женщин". И там и там - воображаемый город. И вообще очень много точек соприкосновения. Да и главный герой в обоих работах -  50-летний человек (в городе женщин его играет Марчелло Мастроянни - Прим. А. А.) и эти ощущения Города, видение его проблем  - тоже человеком такого возраста, мне ведь тоже скоро будет 50. Словом - очень много точек соприкосновения. Мы ведь оба придумываем Город для жизни, в котором нам более комфортно, хотя может и более опасно… Давай попробуем!"  Какое имеет значение то, что Феллини - классик? Тридцать лет назад он был метущийся, создающий кино творец, который болел каждым своим новым фильмом! Причем "Город женщин" был принят публикой и критикой весьма противоречиво (кстати, как и альбом "Город Х" Александра Ф. Скляра - Прим. Авт.), не воспринимался классикой…

    РГ | Нет ли идеи продолжить тему и сделать анти-утпоию уже о жизни современной деревни? Там тоже хватает проблем и возможностей для совершенствования.

    Скляр | Я бы сочинил и о деревне, но плохо себе ее представляю. Мне кажется, что лучше о деревне написал бы Петр Мамонов (экс-лидер "Звуков Му" - Прим. А. А.), который недавно выпустил лучший рок-н-ролльный альбом о деревне - "Сказки Братьев Гримм". Петр от города давно отказался,  уже лет 15, как сменил жизнь на деревенскую. Это -  его поле деятельности, он в деревне все хорошо знает и чувствует (на взгляд обозревателя, впрочем, у диска Мамонова - не масштабная работа уровня Скляра, а скорее - компиляция метких наблюдений и философских,  не без ерничества размышлений,  без претензии на емкие обобщения и мораль - Прим. А. А.) А я все-таки - совершенно городской житель...  

    Поделиться