12.12.2007 04:37
    Поделиться

    В Башкирии самый серьезный ущерб атмосфере причиняет транспорт

    Результаты ежегодного экологического мониторинга региона показывают, что первое место в загрязнении воздуха теперь прочно удерживает автотранспорт.

    Топливный баланс

    Лишь четверть всех промышленных выбросов в атмосферу Башкортостана производят сейчас объекты энергетики - 11 ТЭЦ и одна ГРЭС. Снижение загрязнения связано с изменением структуры топливного баланса. Раньше основным топливом теплоэлектростанций был мазут, при сжигании которого образовывались крайне вредные для здоровья человека сернистый ангидрид и зола мазута. С 2000 года мазут начал уступать место экологически чистому природному газу, доля которого в топливном балансе башкирских ТЭЦ теперь поддерживается на уровне 97 процентов.

    Наибольшее беспокойство экологов вызывает рост автомобильных выбросов. В 1990 - 2006 годах вклад автотранспорта в общее загрязнение воздушного бассейна республики возрос с 40 до 64,5 процентов. Для снижения экологического ущерба регион первым отказался от использования этилированных бензинов и дизельного топлива с содержанием серы более 0,2 процента, что позволило практически исключить из продуктов сгорания топлива соединения свинца и значительно сократить долю серы. Параллельно было освоено производство кислородосодержащих добавок к бензину, повышающих октановое число и почти на треть снижающих содержание в выхлопах оксида углерода.

    Эффект торможения

    Однако улучшение качества топлива практически не сказалось на экологической обстановке. Доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу за 2006 год в среднем составила 64,5 процента, а в некоторых городах республики - 80 - 90. Особенно напряженная обстановка на оживленных улицах и перекрестках, и прежде всего - в Уфе. За последние пять лет выбросы от стационарных источников в столице республики сократились на 19 процентов. В то же время доля автомобильных выбросов растет на 5,8 процента в год.

    Максимальная концентрация токсичных газов образуется при торможении и пуске двигателя. Отсюда - смог на перекрестках. При контрольных замерах на пересечении уфимских улиц Рихарда Зорге и имени города Галле содержание пыли превысило предельно допустимый коэффициент в 1,5 - 3 раза, бензапирена - в 4,7, оксида углерода - в 2,5 раза. Уровень оксида углерода в районе ДК УМПО был в 1,4 раза выше нормы, а содержание самого токсичного элемента - бензапирена на пересечении улиц Александра Невского и Первомайской превысило ПДК в 5 раз. Наряду с загрязнением воздуха, в последние годы отмечается рост загрязнения земель и вод отходами автотранспортной деятельности, а также увеличение шумового воздействия на окружающую среду.

    Нефтяное лобби

    По мнению экспертов, ухудшение экологической обстановки в крупных городах связано не только с увеличением числа машин, но и с плохим контролем за состоянием двигателей. Автопарк республики за последние 10 лет увеличился почти в два раза. При этом, в отличие от европейских стран, где машина в среднем служит не более 5 лет, в Башкортостане, как и в целом по стране, автотранспорт эксплуатируется свыше 10 лет. Легко представить, насколько пагубно это сказывается на природе и человеке. Из всех автомобилей, проверенных в рамках операции "Чистый воздух" в 2007 году, 10,5 процента не отвечало экологическим требованиям. Еще в прошлом году доля таких автомобилей была на один процент меньше.

    Помимо общего старения автопарка, негативную роль здесь, несомненно, сыграло и изменение в нормативных документах. Отмена талонов токсичности и дымности, отсутствие сведений по периодичности проведения анализа отработанных газов привели к повсеместному ослаблению контроля над состоянием двигателей. Как показали проверки, на многих предприятиях для этого нет даже необходимых приборов.

    Снизить вред, наносимый окружающей среде, можно с помощью перевода автотранспорта на экологически чистые виды топлива. Поскольку производство биоэтанола в России фактически отсутствует, единственная альтернатива бензину - сжиженный природный газ. В 2004 году в Башкортостане было принято постановление "О расширении использования природного и сжиженного газа в качестве моторного топлива". В настоящее время в регионе насчитывается более 55 тысяч автомобилей, работающих на газовом топливе. Для сравнения: в 2000 году эта цифра составляла 1500 единиц. За два последних года было введено в эксплуатацию 19 автогазозаправочных станций, а всего в республике действуют 57 АГЗС. Правда, по уровню газификации автотранспорта мы все еще серьезно отстаем от соседних регионов. Если в Уфе на более чем 300 тысяч машин приходится восемь автогазозаправочных станций, то в Челябинске - более 30, а в Набережных Челнах с населением всего в 300 тысяч человек - 28. По нормам, одна АГЗС обеспечивает до 250 заправок в сутки, поэтому в Уфе их может быть не менее 80.

    Не исключено что, развитие сети АГЗС тормозят нефтяники, обеспокоенные наметившимся в последние годы падением спроса на бензин. По некоторым данным, только в 2005 году потребление бензина и дизтоплива в целом по республике снизилось на 70 тысяч тонн.