06.12.2007 04:33
Поделиться

В Уфе начали выводить промышленные предприятия из жилой зоны

В Уфе началась реализация программы по выносу промышленных предприятий из жилой зоны.

Об этом корреспондент "Российской газеты" беседует с главой администрации столицы республики Павлом Качкаевым.

Российская газета: Павел Рюрикович, это решение связано с острой нехваткой в городе участков под жилищное и социально-культурное строительство?

Павел Качкаев: Мы планируем поднять среднюю обеспеченность жильем с нынешних 20 до 26 метров на человека. Для достижения этой цели до 2025 года необходимо возвести порядка 12 миллионов квадратных метров жилья. Что, в свою очередь, требует выделения под застройку более трех тысяч гектаров земли. А территориальные ресурсы полуострова, на котором расположена Уфа, ограничены. Поэтому мы вынуждены, с одной стороны, вести поиск новых площадей для освоения, а с другой - более интенсивно и рационально использовать земли существующих микрорайонов.

Комплексная реконструкция кварталов с преобладанием ветхих и аварийных домов может дать городу около двух тысяч гектаров. При этом только треть из них предполагается занять под жилищную застройку. Остальные площади целесообразнее использовать для увеличения зеленой зоны и создания общественно-деловых центров. Порядка 1350 гектаров пригодны непосредственно под жилищное строительство возле Демы, Затона, Миловки и Романовки. Из близко расположенных к центру города районов перспективны Глумилино и Кузнецовский затон. Генеральным планом развития столицы, кроме того, предусмотрено появление многоэтажных жилых домов за рекой Уфой.

РГ: Спасает ли положение вывод промышленных предприятий за черту города?

Качкаев: "За черту города"  - не совсем верная формулировка. Производства переносятся из жилых зон в промышленные. Согласитесь, это логично. Однако программа не касается всех предприятий столицы. Их площади сопоставимы с общим жилым массивом Уфы. Поэтому такой задачи не ставится, да она сегодня и невыполнима. В список вошли лишь 13 производств, которые занимают 300 гектаров земли, 107 из них - в центре.

РГ: По какому принципу предприятия попали в список? Учитывались ли при этом мнение и интересы собственника, трудового коллектива?

Качкаев: Есть утвержденный депутатами горсовета генеральный план развития Уфы. Он, кстати, прошел публичные слушания. Разработан также проект инфраструктурного обеспечения будущей застройки. Эти два документа и определяют судьбу предприятий. Кроме того, большое значение придается экологической безопасности уфимцев. Если производство расположено внутри жилого квартала, то оно, безусловно, оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Вряд ли кому-то понравится жить рядом с ним. При принятии решения учитывались и возможности предприятий произвести модернизацию, обеспечивающую снижение их негативного воздействия, а также исполнить градостроительный регламент в части оформления внешнего вида. Во внимание принимается и состояние зданий. Мы действуем в рамках российского законодательства. Такую же политику проводят и власти других мегаполисов, в частности, Москвы. Руководители и собственники должны эти законные требования выполнять. Наши действия еще никто в суде не опротестовал.

РГ: И куда предприятия переезжают?

Качкаев: Для выводимых из центра города организаций предусмотрены территории в границах существующей Северной промышленной зоны, а также в Шакше и Деме. Общая площадь резерва - 200 гектаров.

РГ: За счет каких средств происходит переселение? Кто будет возмещать возможные финансовые потери собственника?

Качкаев: Эти затраты полностью покрываются за счет владельцев предприятия и заказчика - застройщика участка, если он определен.

РГ: Для некоторых производств решение о переезде может означать ликвидацию. Не скажутся ли подобные потери на пополнении бюджета города?

Качкаев: Вошедшие в программу предприятия не являются бюджетообразующими. Более того, их доля в городском объеме промышленного производства составляет менее половины процента. К тому же возможные потери город с лихвой возместит за счет поступлений от новых деловых центров. Да и выносимые предприятия, по прогнозу специалистов, останутся на плаву.

РГ: При использовании освобождаемых площадей за основу будет браться снос или реконструкция существующих корпусов? В частности, почему были разрушены здания завода на улице Фрунзе?

Качкаев: Старинные постройки, представляющие историческую ценность, достаточно легко обновить в связи с перепрофилированием. Промышленные же корпуса, возведенные в послевоенный период, трансформировать в объекты городской инфраструктуры в виде жилья или гостиниц чрезвычайно трудно, во всяком случае, это намного дороже нового строительства. Хотя как один из вариантов мы рассматриваем их превращение в технопарки с заменой оборудования в рамках заданного проекта. Что касается корпусов бывшего завода коммутационной аппаратуры на улице Фрунзе, то они не соответствовали градостроительному регламенту территории в центре города.

РГ: Есть ли уже положительные примеры реализации программы?

Качкаев: После подписания постановления в марте 2006 года об организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий удалось освободить площадку на улице Красноводской в Советском районе, где сейчас возводится жилье. В текущем году снесли троллейбусное депо по улице Революционной.