29.11.2007 03:50
    Поделиться

    Валерий Федоров: Предвыборные дебаты так и не стали важной частью избирательной кампании

    Инновация парламентских выборов, появившаяся не в 2007-м, а раньше, но так и не ставшая "плотью и кровью" российского электорального процесса, - дебаты представителей конкурирующих политических партий. Председатель Центризбиркома Владимир Чуров уже публично высказывал свое разочарование невысокой эффективностью дебатов с точки зрения активизации участия избирателей в политике. Социологические опросы полностью подтверждают это мнение.

    В чем причина этого - в плохой организации дебатов, неудачном времени их трансляции, слабой готовности участников к публичной полемике? Вероятно, сыграли роль все названные факторы. Но есть и другие. Так, изучение реакций зрителей показывает, что их неприятно поразила бессодержательность выступлений целого ряда дискутантов. Отсутствие содержания порой заменялось агрессивной формой, стремлением не дать высказаться оппоненту, перекричать его. Часто звучала идея дать каждому партийцу возможность рассказать о своей программе подробнее, без окриков телеведущего и шиканья оппонентов...

    Возможно, дело еще и в том, что российская политическая культура исторически далеко не диалогична. Гласное и острое обсуждение проблем у нас привычно подменяется личными нападками и аргументами типа "сам дурак". Я сам несколько недель назад столкнулся с таким разнузданным поведением оппонентов, участвуя в одном из обсуждений "плана Путина" в российских регионах.

    Другое дело, что и чистый монолог нам уже не нравится - как не нравится однопартийная система, монополизм в идеологической сфере, отсутствие свободы СМИ и так далее. Мы это все уже проходили и возвращаться в то время не хотим. Нас качает из стороны в сторону: от такой заорганизованности, что в сон тянет, к нецивилизованным спорам, легко переходящим в стычки. От всеобщего показного "благолепия" - к безудержным взаимным оскорблениям. По-старому не хотим - по-новому не умеем. И особо не учимся...

    Результат: теледебаты не достигают своей цели. Ведь они призваны побудить к участию в голосовании тех, кто колеблется или вообще не думает об этом, а также сформировать намерение голосовать за определенную партию у тех, кто не имеет стойких симпатий. Но основными зрителями дебатов стали те избиратели, кто и без них уже решил пойти проголосовать и даже знает за кого. В итоге страна разделилась на тех, кому политика хотя бы отчасти интересна (их чуть больше половины), и они дебаты склонны смотреть, и тех, кому она неинтересна (их чуть меньше половины), и дебаты такой интерес в них пробудить не смогли.

    Поделиться