13.11.2007 00:00
    Поделиться

    Михаил Барщевский: "Внешняя политика России: лицом к Европе"

    Михаил Барщевский
    председатель Высшего совета Всероссийской политической партии "Гражданская Сила"


    Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты. Эта народная мудрость вспоминается всякий раз, когда на телеэкранах в выпусках новостей появляются "новые друзья" России - например, президент далекой Венесуэлы, "настоящий индеец" Уго Чавес или лидеры арабского движения ХАМАС, которых весь цивилизованный мир уже давно именует не иначе как террористами. Чем завоевали они столь трепетное к себе отношение? Миллиардными контрактами на покупку "калашниковых"? Пламенной антиамериканской риторикой? И какие выводы делают для себя нормальные люди, глядя на все это панибратство с теми, кого принято считать в мировом сообществе изгоями? Наверняка неутешительные. Возврат к традициям внешней политики эпохи социализма, когда в страну активно приглашались сомнительного рода политические личности, не прибавляет авторитета России - демократическому современному государству.

    В целом у здравомыслящего российского интеллигента нынешний внешнеполитический курс нашей страны вызывает, мягко говоря, недоумение. С одной стороны, мы декларируем активную интеграцию в объединенную Европу. А с другой - на самом высоком уровне рассуждаем об "особом пути" России. Где начинается и на какие кривые дорожки ведет этот особый путь? Пора прекратить это политическое кокетство о загадочной русской душе и, наконец, окончательно определиться - кто мы, откуда и куда движемся!

    Уроки истории

    После восстания декабристов на Сенатской площади в среде передовой интеллигенции российского общества определились два диаметрально противоположных идейно-политических течения: славянофилы и западники. Первые доказывали своеобразие русского исторического процесса, идеализируя "самобытные" учреждения вроде крестьянской общины. Они утверждали, что русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни. Некоторые из "почвенников" категорически не принимали любые достижения технического прогресса.

    Западники же, напротив, доказывали идею об общности исторических путей Европы и России. Именно они требовали определенных гарантий свободы слова, печати, гласного суда и отрицательно относились к самодержавию, крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России. Более того, западники были уверены, что именно правительство навязало народу общину для удобства управления и сбора налогов. Что же касается реформ Петра I, столь ненавидимых славянофилами, представители прогрессивного течения рассматривали их как первую стадию обновления государства Российского. Следующим этапом должны были стать буржуазные реформы, проводимые сверху.

    Спор западников со славянофилами - до октябрьского переворота - история России решила в пользу первых. До 1917 года Россия громадными темпами шла по пути политической, экономической и социальной модернизации, встав на рубеже XIX-XX веков в ряд наиболее цивилизованных и уважаемых стран европейского континента. Однако пришедшие 7 ноября по новому стилю к власти коммунисты уроков из истории не извлекли, да и не собирались. Они попытались написать новую историю. К сожалению, мы все отлично знаем, что из этого получилось. Ничего хорошего!

    Дружба "за" и "против": начало

    Основоположниками традиции привечать в стране всякого рода политических маргиналов стали большевики. Внешняя политика государства рабочих и крестьян базировалась на принципе "враг моего врага - мой друг". При этом стратегия лавирования и обмана хотя бы имела под собой основания, ведь государство рабочих и крестьян с первых же своих дней вступило в жесткое противостояние с ведущими мировыми капиталистическими державами. Именно тогда товарищ Ленин сообразил, что внешнюю политику следует идеологизировать.

    Первое положение этой противоречивой идеологии - принцип пролетарского интернационализма. Он предусматривал взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и антикапиталистических национальных движений в слаборазвитых странах. Принцип этот основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе: "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем"... В итоге в раздувании глобального пожара страна подчас называла "меньшими братьями по социализму" отсталые африканские племена или кочевые армии, которые должны были строить социализм из первобытнообщинного строя, резво минуя все остальные этапы развития...

    Второе внешнеполитическое положение Ленина - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой. По сути оно означало признание возможности прагматичного делового сотрудничества с Западом.

    Вершиной и закономерным результатом подобной внешнеполитической проституции стал заключенный вождем всех времен и народов товарищем Сталиным с немецкими фашистами пакт Молотова-Риббентропа, чей секретный протокол о разграничении сфер влияния фактически сдал гитлеровцам на растерзание половину Восточной Европы. Стоит ли теперь возмущаться нелюбовью к нам граждан прибалтийских государств, которые Сталин и Гитлер столь цинично и жестоко поделили?

    Со смертью Вождя Народов во внешней политике наметились определенные косметические изменения. Внешнеполитическую стратегию страны вместо циничного Иосифа Виссарионовича стал во многом определять более мягкий, но непредсказуемый Никита Хрущев. Стук его ботинка по трибуне Генеральной Ассамблеи ООН до сих пор находит отзвук в сердцах некоторых наших политиков! Своей зачастую спонтанной политикой Никита Сергеевич спровоцировал не один сложнейший международный кризис. Чего стоит хотя бы знаменитый Карибский - кульминация "холодной войны", поставившая человечество на грань термоядерной катастрофы и сделавшая весь земной шар заложником политики "друзей и врагов".

    Венец судорожной, но внешне прагматичной внешнеполитической дипломатии по принципу дружбы "против" - приезд в 1973 году в СССР с дружественным визитом абсолютного чудовища - президента Центральноафриканской Республики и по "совместительству" людоеда Жана-Биделе Бокассы. Страшно сказать - этого маньяка наши руководители даже пригласили в Артек, где темнокожий президент "прогрессивной" африканской страны показал себя настоящим пионером! "Почетный артековец" очень любил детей - ему в Африке детей часто подавали на обед...

    Принципиальная суть внешней политики страны в "застойный" период по сравнению с большевистскими временами существенно не изменилась. Во взаимоотношениях с миром советские политики по-прежнему постоянно искали тактический выход, чуть ли не ежедневно причудливо тасуя колоду "хороших и плохих" стран, не замечая стратегических вызовов современности.

    Мир и современная Россия: дружба без взаимности

    Первые шаги в направлении цивилизованного мира новейшая отечественная внешняя политика сделала в перестроечные времена. Именно при правлении Михаила Горбачева впервые в политический обиход была введена концепция так называемого нового политического мышления, общеевропейского дома и России как неотъемлемой и естественной части Европы. Другое дело, что отношения новой России с жителями общеевропейского и - шире - мирового дома были диалогом снизу вверх, разговором "младшего" брата с многочисленными старшими. В силу многих причин, обусловленных резко изменившимися политическими и экономическими обстоятельствами, с Россией сначала начали (а потом привыкли) разговаривать с позиции силы, вынуждая ее руководителей постоянно идти на необоснованные и опасные для страны уступки, которые раз от раза становились все серьезнее.

    В последние же годы наметилась, так сказать, обратная динамика процесса. Людоеды, конечно, к нам ездить перестали, но откровенные антисемиты вроде иранского президента-фундаменталиста Махмуда Ахмадинежада в высших кругах власти России принимаются если не с восторгом, то с приязнью и симпатией. В отличие, например, от высших чинов и глав стран Европейского союза. Сегодня налицо все усиливающаяся тенденция изоляционизма России, который, как показывает история, неизбежно приведет (и уже приводит) к глубокому национальному кризису во всех областях общественной жизни. Двигаясь подобными темпами и в подобном направлении, наше государство вновь неминуемо вернется к внешней политике времен тоталитарного прошлого, в результате получив в мире имидж если не северокорейского образца, то в чем-то сходный с образом нынешнего белорусского режима а-ля Лукашенко.

    В чем же причины усиливающейся антизападной истерии в российских СМИ? В чем корень новых витков обсуждения навязших в зубах идей суверенности, самобытности, непохожести России на все другие страны мира, вместе взятые? В этом политическом изоляционизме, мы уверены, нет особого смысла. А есть - фобии и страхи, доставшиеся стране в наследство от социалистических времен. Если наша самобытность не пострадала от варягов, коих в больших количествах приглашали на Русь великие князья, то уж наверняка она не пострадает и от стратегической ориентации на сотрудничество с передовыми странами Европы, с которыми мы на всем историческом протяжении связаны многочисленными крепкими узами - историческими, экономическими, культурными, религиозными.

    Конечно, внешняя политика любого государства определяется множеством факторов, в том числе уровнем развития - экономического и общественного, географическим положением, национально-историческими традициями, целью обеспечения суверенитета и многим другим. Все эти факторы составляют так называемый национальный интерес - сердцевину внешней политики любой уважающей себя страны. Нашу нацию на международной арене представляет государство, поэтому внешнеполитический интерес нашей страны - государственный, под которым и понимается национальный интерес всех россиян. Эти истины - прописные. Так почему же Россия вместо того, чтобы активно интегрироваться в мировую экономику, ревнует бывших братьев по социалистическому лагерю, которые избрали европейский путь? Ведь наши с ними цели и пути - общие, наши государственные и национальные интересы совпадают! Вместо этого российское внешнеполитическое ведомство почему-то предпочитает заигрывать с сомнительного рода режимами вроде ХАМАС или шантажировать европотребителей российских углеводородов. Или мысль, прозвучавшая в речи президента России сразу после событий 11 сентября, которая не оставляет сомнений в том, на чьей мы стороне - для кого-то пустой звук?

    Будущее начинается сегодня

    Пора вести жесткую борьбу с комплексом "бедного родственника", который навязывают нам уже второе десятилетие. Россия - большая и сильная страна. Это накладывает на всех нас огромную ответственность. И если мы называем себя цивилизованным государством, то выглядеть на внешнеполитической арене следует соответственно.

    Мы, партия "Гражданская Сила", предлагаем развернуть нашу страну в сторону интеграции в западную цивилизацию, прежде всего, в Европейское сообщество. Более того, всем нам предстоит реабилитировать в глазах нашего народа западные ценности, которые в течение долгих десятилетий пытались нивелировать идеологи социализма.

    Нам следует сесть за стол переговоров с представителями стран североатлантического альянса и выработать четкую и понятную политическую линию относительно третьих стран. И впредь, принимая то или иное политическое решение, не руководствоваться принципом "назло", а действовать только во благо. Давно пора понять, что тесная интеграция со странами Запада отнюдь не угрожает национальным интересам России. Более того, такое сближение лежит в русле наших национальных интересов! Российская Федерация - многонациональное государство. Многие века мы тесно сосуществовали с развитыми западными странами в рамках Европы в гармонии, приобретая друг от друга самое лучшее. Так почему же мы сейчас боимся сделать шаг навстречу нашим соседям?

    Не стоит, на наш взгляд, бояться и тесного военного сотрудничества с НАТО. Тем более что сегодня у нас есть общий враг - мировая террористическая угроза. Никто не может чувствовать себя в абсолютной безопасности от высокотехнологичного терроризма, поэтому объединение усилий на этом фронте жизненно необходимо всем нам!

    Отдельная тема - сближение законодательства и практики его исполнения с соответствующими правовыми системами западных стран. Наши граждане, разочаровавшиеся в существующей судебной системе, уже имеют практику обращений в международные инстанции, к примеру, в Гаагский суд. Вот еще один убедительнейший аргумент в пользу интеграции в Европу!

    Достижение полной открытости экономики для более тесного взаимовыгодного сотрудничества со странами Европы и Северной Америки не может не повлиять на общую экономическую ситуацию - как в мире, так и в России. Увеличить товарооборот, укрепить национальную валюту, сделать рубль конвертируемым - это ли не достойная цель, которая позволит нам без тревоги смотреть в будущее? Мы все мечтаем, чтобы наши старики получали пенсии по западному образцу, но надо многое предпринять в этом направлении, чтобы мечты стали явью!

    И, наконец, когда мы станем полноправными и полноценными партнерами, можно будет вести речь о преодолении визовых барьеров между нашими странами. Что не только увеличит поток туристов, но и позволит поднять межличностные отношения россиян и жителей Западной Европы и Америки на более высокий качественный уровень.

    Еще один существенный момент - для ускорения интеграционных процессов нам совершенно не обязательно вступать во все европейские организации подряд, как это делают небольшие страны вроде Болгарии или Словакии. В нашем случае возможны и другие, особые формы сотрудничества, осторожно озвучиваемые лидерами ЕС - вплоть до создания специальных авторитетных организаций для целевого взаимодействия с Россией.

    * * *

    Все мы осознаем: подобного рода интеграция - процесс долгий, противоречивый, сопряженный со многими сложностями. Завоевать утраченный авторитет России будет нелегко. Но это возможно, это нужно и выгодно! Только делать это предстоит не при помощи политических уловок, конфронтации и обособления, непостоянства в друзьях и противниках, а на основе реальных экономических, культурных и научных достижений, полноценного и постоянного сотрудничества во всех сферах. Западный европейский мир, переживший катастрофические войны, давно отказался от национального эгоизма в пользу тесного взаимодействия с соседями. Россия, которой пришлось тяжелее всех, должна извлечь из этого все уроки. Только в этом случае мы сможем добиться действительного, а не иллюзорного прогресса. Если же не сумеем, ошибемся и на этот раз, нам не простят поражения наши дети и внуки, уже побывавшие в цивилизованной Европе, перенявшие ее ценности и сделавшие, в отличие от государства, свой собственный внутренний выбор.

    Публикуется бесплатно на основании части 1 статьи 59 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Материал предоставлен Политической партией "Гражданская сила".

    Поделиться