19.10.2007 03:20
Поделиться

Экс-премьер Пакистана Беназир Бхутто вернулась в страну и политику

"Беназир Бхутто приехала в аэропорт города Дубай. Бывший премьер Пакистана вылетела на родину", - такими информационными сообщениями утром в четверг пестрела вся лента международных новостей. Вчера экс-глава правительства вернулась на родину после восьмилетней добровольной эмиграции.

В аэропорту Карачи и на всем пути следования ее кортежа до могилы основателя современного Пакистана Мохаммеда Али Джинны, а затем до дома популярного политика восторженно приветствовали десятки тысяч ее сторонников из Пакистанской народной партии. Они размахивали трехцветными - красно-зелено-черными партийными флагами, несли ее портреты и скандировали здравицы в ее честь.

Наблюдатели отмечают, что подобный взрыв энтузиазма вносит существенное оживление в пересохшую, как ручей в пустыне, внутриполитическую жизнь страны.

Сторонники переизбранного на новый пятилетний срок президента Первеза Мушаррафа из Объединенного национального движения не препятствовали столь бурному изъявлению чувств со стороны почитателей Бхутто. Порядок и безопасность в чрезвычайном режиме обеспечивали 20 тысяч полицейских, а сама 54-летняя Беназир передвигалась с черепашьей скоростью среди ликующей толпы на специально защищенном от возможного нападения автомобиле. Основанием для столь жестких мер безопасности послужили угрозы лидера пакистанских талибов Бейтуллы Масуда отрядить нескольких бомбистов-самоубийц для совершения покушения на Бхутто.

Еще перед вылетом на родину из Дубая Беназир, получившая образование в Оксфорде, заявила, что ее страна переживает исторический момент и стоит на распутье: или она двинется в сторону демократии, или в сторону диктатуры. Возвращение в политику столь популярной фигуры несомненно изменит расклад сил на пакистанской арене. Оно стало возможным после компромисса, достигнутого между ней и стремительно теряющим популярность Первезом Мушаррафом. В обмен на поддержку его переизбрания на пост президента со стороны Бхутто с нее были сняты обвинения в коррупции, из-за которых она и покинула страну восемь лет назад.

Не исключено, что в случае весьма вероятной победы партии Бхутто на предстоящих в декабре парламентских выборах Беназир станет уже в третий раз премьер-министром и будет вынуждена работать в тандеме с президентом Мушаррафом. Тот якобы обещал поделиться с ней рядом своих полномочий и снять с себя генеральский мундир.

Таким образом Бхутто придется переступить через свою весьма сильную антипатию к пакистанским военным, которые расстреляли ее отца, бывшего премьер-министра Зульфикара Али Бхутто в 1979 году. Создания тандема Мушарраф - Бхутто настойчиво добивается Вашингтон. США стремятся объединить "сильного человека", президента-генерала Мушаррафа, на которого они давно уже делают ставку, и либерально настроенного и весьма популярного премьера Бхутто в борьбе против исламской угрозы.

Между тем

Беназир Бхутто на родине ждут не только розы, но и шипы. За ней тянется шлейф обвинений в коррупции, из-за которых ей дважды в 1988-м и 1996 году пришлось расстаться с властью. Судебные органы в Испании и Швейцарии продолжают вести вялотекущее расследование на этот счет. Кроме того, многие пакистанцы скептически относятся к ее обещаниям добиться демократии, прогресса и процветания. Все предыдущие правительства, которые она возглавляла, были весьма неэффективными.